13 мая – 12 июня. Это Белое. Это Черное. Александр Кузькин
Галерея «Г.О.С.Т.»
Московский Музей Современного Искусства (Петровка, 25)
«Это Белое. Это Черное» — первая ретроспективная выставка Кузькина с 1985 года. Цель проекта – продемонстрировать творческий универсализм мастера, который работал как оформитель книги, иллюстратор, промграфик, плакатист, занимался живописью, станковой и печатной графикой, фотографией.
Первая часть экспозиции представляет графические работы, включая как станковую, так и печатную графику. Александр Кузькин учился на графическом факультете Московского полиграфического института, который славился необыкновенно свободным творческим духом. Несмотря на то, что художник занимался промышленной графикой, он много времени уделял технике рисунка, культуре линии.
Следующая часть экспозиции демонстрирует разработки книжной продукции и две книги, которые задумывались автором как самостоятельные объекты. К такому, казалось бы, техническому делу, как оформление книги, Александр Кузькин подходил с удивительной творческой фантазией. Он изобретал предмет, а не просто его декорировал. То есть, занимался не дизайном книги, а ее конструкцией. В каком-то смысле он был одним из основателей mail-art в России. Соединив этот вид современного искусства и книжный дизайн, Александр создал проект издания Гёте «Страдания юного Вертера». Отдельные части книги, показанной на выставке, представляют собой письма, которые читатель должен был получать по почте в течение определенного времени.
Вторая известная книга-объект Кузькина – «Реквием» Анны Ахматовой. Она состоит из серии литографий со стихами на манер китайских кодексов. Александр Кузькин создал этот проект для Международной выставки искусства книги в Германии в 1982 году, когда «Реквием» еще был практически запрещенной литературой и не печатался полностью. В экспозиции представлен макет книги, восстановленный сыном мастера, Андреем Кузькиным, известным современным художником, победителем премии «Инновация» 2009 года.
На выставке также присутствуют плакаты Кузькина. Обладая драматургическим чутьем, он сумел стать талантливым плакатистом. Его графический язык в этом жанре был новым и совершенно индивидуальным.
Показанные на выставке поздние работы Кузькина отличаются абстрактным воплощением и смелой творческой идеей. Такое искусство в начале восьмидесятых было еще провокационным и выделяло художников, которые свободно экспериментировали, не ограничивая самоцензурой свой творческий диапазон.
Самобытность и универсализм Александра Кузькина не позволяют поместить его в рамки какого-то одного направления. В произведениях художника есть точки соприкосновения с минимализмом, концептуализмом, абстракционизмом, что сближает его с контекстом западной модернистской тенденции в искусстве ХХ века и делает оригинальным представителем отечественного нон-конформизма.
Александр Кузькин скончался от тяжелой болезни сердца в 1983 году в возрасте 33 лет. Он знал, что не проживет долгую жизнь, но это не помешало его смело идти вперед по собственному творческому пути, экспериментировать, пробовать себя в разных сферах, рисковать. Поэтому то, что Александр успел сделать за свою короткую жизнь, не перестает удивлять до сих пор.
К открытию выставки галереей «Г.О.С.Т.» подготовлен альбом, дающий наиболее полное представление о жизненном пути и всех разделах творчества Александра Кузькина.
http://www.mmoma.ru/