МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

14 февраля-17 марта. Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс «Диалоги о природе»

14 февраля-17 марта. Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс «Диалоги о природе»

Выставка «Диалоги о природе» представляет работы двух немецких мастеров — фотографа Карла Блосфельдта, автора международного бестселлера «Виды искусства в природе» (1928), сделавшего общепризнанный вклад в историю фотографии, и художника-графика Эккерхарда Велькенса, которые, живя в разное время, вдохновлялись в своем творчестве совершенством природы. В экспозицию включено 70 фотографий Блосфельда и более 20 рисунков Велькенса, которые в едином выставочном пространстве вступают в диалог.

Карл Блосфельдт (1865-1932) делал снимки самодельной деревянной камерой, а получившиеся фотографии использовал на занятиях по рисованию, которые он вел как профессор Берлинского Колледжа Искусств. Сам он видел себя не фотографом, а скорее исследователем, тщательно изучая растения и находя в них ранее не замеченные детали, симметрии которых он открывал с помощью камеры. В архиве Блосфельдта сегодня можно увидеть несколько сотен изображений, хотя предполагается, что он за свою жизнь сделал около 6000 фотографий растений.

После окончания гимназии Блосфельдт получил стипендию на обучение в педагогическом институте при Берлинском Музее искусств и ремесел. Там он познакомился с преподавателем Морицем Мойререм (1839-1916), который разработал новую методику обучения рисованию, способную сделать дизайн технических и промышленных продуктов Германии конкурентоспособным на мировом рынке. В частности, Мойрер предложил составлять папки с коллекциями изображений растений, чтобы потом представить их в виде украшений в помощь мастерам и производителям. Естественные формы являлись замечательными моделями для художественного творчества и архитектуры. В 1890 году Мойрер поселился в Риме, и шесть ассистентов делали для него рисунки и скульптурные модели. Одним из помощников, ставшим впоследствии лучшим сотрудником Мойрера, и был Блосфельдт.

С помощью своих фотографий Блосфельдт проводит связь с искусством гербария, в котором высушенные растения тщательно каталогизируются по названию, дате и месту, где их обнаружили, и располагаются по альбомам и ящикам в соответствии с ботанической системой классификации. Одно время ни одна уважающая себя коллекция естественной истории не обходилась без гербариев, но в наши дни биология смотрит на такой способ классификации растений как на реликвии прошлых веков.

Рисунки Эккехарда Велькенса, художника, работающего в наши дни в городе Айфеле, выглядят именно как старинные иллюстрации к естественнонаучным трактатам. Дырчатая лёгкость базальта, шершавая корка рога, хрупкость сухого листка, оперение мёртвого канюка — всё это с чрезвычайной отчётливостью изображено на его рисунках. Любая форма материальности, любое пространственное различие, любая точка перелома, любой признак начинающегося разложения — всё превращается у Велькенса в рисунок. Художник с невероятным упорством миллиметр за миллиметром прорабатывает тончайшие нюансы тона, и в то время как с помощью фотоаппарата тот же объект можно скопировать за считанные секунды, это представляется почти анахронизмом. В современном мире время стало редким и особенно драгоценным богатством, однако у Велькенса работа над одним рисунком может занимать от нескольких дней до месяцев.

Карл Блосфельдт. Зимний хвощ: сечение стебля, увеличенное в 30 раз. Из портфолио «Прототипы искусства». 1928. Фотогравюра. Фотографическая коллекция / СК культурный фонд / Коллекция Кёльнского Сберегательного Банка

Эккехард Велькенс. Волнистая улитка. 1996. Бумага, тушь и карандаш. Частная коллекция

10 февраля 2013 г.
Комментарии