15 мая – 10 июня. Магги Карделус Тотальная среда
Дом и семья как основы человеческого существования.
Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9
На выставке Магги Карделус «Тотальная среда» в Московском музее
современного искусства представлены работы художницы, посвященные
исследованию темы дома и семьи как основы человеческого существования. Она
родилась в США в 1962 году. Имеет двойное гражданство – Испания — США.
Живет в Италии с 1993 года. Как художник она создает произведения, как
женщина дает им жизнь, и как любящая мать передоверяет им собственную роль
автора. Причем речь не только о той очевидности, что содержанием ее
искусства становится семья, а о более оригинальном феномене разделенного
авторства. Родственники чаще всего фигурируют в качестве персонажей ее
работ Карделус, и она неоднократно замечает, что ее искусство вообще
возникает именно из интенсивных и длительных диалогов с ними. Но еще
важнее, что Карделус передает своим детям собственную роль художника,
делает их не только соавторами, но и самостоятельными авторами.
В руках Магги семейный фотоархив превращается в красивое кружево, в
котором застывшее мгновение буквально разворачивается во времени и
пространстве, отсюда и название московской выставки Магги Карделус —
«Тотальная среда». По словам художницы, вырезание семейных фотографий
освобождает пределы фотографии от каких-либо ограничений. Она разматывает
фотоизображение словно клубок ниток, создавая из него целый мир. Она
извлекает «время – пространство» из фотографической
«статики-плоскостности».
Карделус манипулирует фотобумагой, нож художницы, усилие работы приводят
материю в движение, и, следовательно, создают пространство и вносят в него
время. Такая работа демонстративно авторизована: выполняется
собственноручно, без привлечения наемных исполнителей. Как уже сказано, в
первоматерии вырезок время связывается с пространством. Сначала у такого
пространства лишь два измерения. Но это ненадолго: кружева из снимков
накладываются друг на друга, давая изображению уже и некоторую глубину.
Они извиваются в пространстве, превращаясь в полноценно трехмерные
объекты. Похоже, у Карделус все в конце концов сводится к трем основным
формам жизни ее фотографических образов: линии, кругу и шару. Шар у нее —
знак конечной полноты и также исходная сфера, наделенная импульсом жизни.
Линия — пуповина между ними, развертывание в пространстве и времени. Круг
— начало превращение линии в шар и т.д.
Семья — это то, через что проходит каждый человек на земле и будет
проходить, так или иначе до смерти, и огромная часть человеческого счастья
зависит от того, какой жизненный опыт он получит в семейном доме. Но
поскольку дом в течении веков был традиционно женской сферой, то он
считается маргинальным, «остатком», так сказать. Раньше художественное
творчество выглядело чем-то исключительным и возвышенным, тогда как
детопроизводство — обычным и массовым, а потому в биологических терминах
именовалось репродукцией. И только когда в ХХ веке культурная теория
определила художественную продукцию как вид технической репродукции,
женское творчество стало восприниматься явлением, устроенным по
собственным законам, а не воспроизводящим извечную мужскую модель.
«...Я открыла, что семейный альбом, из-за центральной роли, которую он
играет в семейном быту, является эффективным и действенным материалом для
моего творчества. Это хранилище наших глубинных страхов — страха
проходящего времени, страха потери, страха смерти, страха бездны — но это
также и объект, который увековечивает для будущего и для тех, кто
находится вовне, самопрезентацию семьи. Семейные фотографии часто
являются самым драгоценным имуществом людей. Художество и материнство
очень давно слились в моей работе в едином стремлении сохранить
процветание обоих этих миров. Я создаю искусство и в то же время выявляю
семейные проблемы и распознаю конфликты, которые иначе могли бы остаться
незамеченными, создаю диалог, анализирую и разрешаю конфликты в
отношениях, облегчаю боль, признаю изменения, радуюсь жизни и готовлюсь к
смерти. Создание произведений искусства для меня – это вписывание и
описание пространства общения в повседневность, где обнаруживаются
различные формы социального обмена. Я сосредоточилась в основном на
семейном альбоме в качестве визуального материала, делая особый упор на
стремлении нашего общества к сохранению воспоминаний.
Любое глубокое увлечение приводит к познанию мира, но дом и семья для меня
делают это с большей полнотой...» — говорит художница.