17 мая — 10 июля. «Арте Повера» в Москве. Произведения из коллекции Кастелло ди Риволи
Мультимедиа Арт Музей,
ул. Остоженка, 16
http://www.mdf.ru/
В рамках перекрестного культурного года России-Италии Музей современного искусства в Кастелло ди Риволи (Турин) и Мультимедиа Арт Музей представляют выставку «Арте Повера в Москве. Произведения из коллекции Кастелло ли Риволи, Турин» из 30 -ти произведений важнейших представителей итальянского искусства второй половины XX века.
Созданный более 25 лет назад Музей современного искусства в Кастелло ди Риволи, первый в Италии государственный музей современного искусства, гордится своим собранием итальянского искусства второй половины XX века, благодаря которому он по праву занимает особое место в международной культурной панораме. В свою очередь, Мультимедийный комплекс актуальных искусств – первая в России государственная институция, посвященная современному искусству. Данный проект способствует установлению культурных и рабочих связей между этими важнейшими музеями.
Выставка посвящена, в первую очередь, «арте повера» – самому известному в мире направлению итальянского искусства XX века, возникшему во второй половине 60-х годов. Самые яркие представители этого направления – Джованни Ансельмо, Алигьеро Боэтти, Пьер Паоло Кальцолари, Лучано Фабро, Яннич Куннелис, Марио Мерц, Мариза Мерц, Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Постолетто, Джильберто Зорио. Используя традиционную технику и необычные, «нехудожественные» материалы, эти художники (в большинстве своем – молодые туринцы) сумели выразить новые идеи и найти новую модальность выражения.
На выставке представлены как ранние, так и более зрелые работы художников, что позволит зрителю составить цельное представление об «арте повера» и об отдельных его представителях. Ядро экспозиции – работы 1967–1971 годов. Стоит отметить такие произведения искусства, как: «Неон в цементе» Ансельмо (1967-1970); «Поручень № 2» Боэтти (1966), «Без названия» Кальцолари (1970–1 971, «Speculum Italiae» Фабро (1971), «Венера тряпичная» Пистолетто (1967), «Палатка» Зорио (1967). Представлены также монументальные произведения, как «11-метровое дерево» Пеноне (1989) и «Иглу» Марио Мерца (1981), и также концептуально-поэтические работы, например, «Дом Лукрецио» Джулио Паолини (1981).
Ведущий представитель «Арте повера» – Марио Мерц (1925–2003), творчеству которого Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке посвятил ретроспективную выставку уже в 1989 году. Другая ключевая фигура этого направления – Лучано Фабро (1936–2007): в 1992 году состоялась его персональная выставка в Музее современного искусства в Сан-Франциско, а в 1996 году – в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Крупная персональная выставка Джулио Паолини (р. 1940), прошла в 2003 году в «Фондационе Прада» в Милане. В 2004 году в Центре Жоржа Помпиду состоялась важнейшая ретроспективная выставка Джузеппе Пеноне (р. 1947). В Национальном музее искусств XXI века в Риме (MAXXI) в настоящий момент проходит ретроспективная выставка Микеланджело Пистолетто (р. 933) (до этого она проходила в Музее современного искусства в Филадельфии). В 2011-2012 годах в Музее современного искусства Рейна София, Галерее Тейт в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке пройдет передвижная ретроспективная выставка Алигьеро Боэтти (1940–2004). Среди других важнейших выставок «арте повера» упомянем году выставку «Zero to Infinity: Arte Povera 1962-1971», прошедшую в 2001-2003 в Галерее Тейт, в Центре искусств Уолкера, в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе и, наконец, в Музее Хиршхорна в Вашингтоне. По случаю 150-летия объединения Италии планируется выставка «арте повера» в пяти ведущих итальянских музеях современного искусства, задача будущей выставки – подчеркнуть важнейшую роль этого направления в искусстве XX века.