17 сентября — 24 ноября. «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы»
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16
Выставка «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы» в Мультимедиа Арт Музее, Москва приурочена к 80-летию Ильи Кабакова и подготовлена музеем в сотрудничестве с музеем Ван Аббе (Эйндховен), где находится крупнейшее собрание произведений Лисицкого за пределами России, и Государственным Эрмитажем.
Эль Лисицкий (1890-1941) — один из крупнейших мастеров русского авангарда, художник, архитектор, книжный график, фотограф, мастер плаката, реформатор оформления экспозиционного пространства, педагог и теоретик нового искусства.
Илья Кабаков (род. 1933) — один из самых знаменитых и востребованных русских художников, вошедший в число классиков мирового современного искусства. Кабаков стал известен на Западе как автор специфического жанра «тотальной инсталляции». В настоящее время Илья Кабаков с супругой и соавтором Эмилией Кабаковой (род. 1945) живут в Нью-Йорке и являются гражданами США.
В выставку вошли произведения из коллекций Музея Гуггенхайм, Нью-Йорк; Центра Жоржа Помпиду, Париж; Третьяковской галереи; Музея Бахрушина; Мультимедиа Арт Музея, Москва, а также из частных коллекций.
Экспозиция разворачивается как параллель и оппозиция между искусством авангарда и московским концептуализмом. Своеобразный диалог между художниками проходит через анфиладу залов, разделенных на семь основных тем: «Космос», «Чистота форм», «Победа над бытом», «Памятник лидеру», «Трансформируя жизнь», «Вера в реализацию будущего», «Художник как реформатор» (Эль Лисицкий). С этими темами вступают в дискуссию произведения Кабаковых, экспонируемых по разделам: «Голоса в пустоте», «Мусор», «Быт победил», «Памятник тирану», «Бегство от жизни», «Нереализованная утопия», «Художник как рефлектирующий персонаж».
Оба художника представляют совершенно противоположные направления XX века: его начало и его конец. Но еще более важно концептуальное содержание этих двух периодов: период надежды на новые и бесспорно положительные изменения и период полного отсутствия таких надежд и представления результатов изменений, которые, как правило, были негативными и разочаровывающими. Этот разлом также демонстрирует двойственную концепцию выставки: показать посетителям основные «оппозиции», в которых каждый художник будет представлен в наглядном материале, а также представить художника в текстах — как «“разработчика” этого контраста».
Одна из ключевых тем развернута в знаменитой инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» (1985). На выставке ей противопоставлены живописные «Проуны» Лисицкого, по утверждению которого: «Наша жизнь обретает теперь новый железобетонный коммунистический фундамент для всех народов мира. Благодаря „Проунам“ на этом фундаменте будут строить монолитные коммунистические города, где будут жить люди всей планеты».
Автор концепции выставки — Чарльз Эше, директор музея Ван Аббе. Куратор выставки в Москве: Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (на русском и английском языках) с вступительным словом Чарльза Эше и Михаила Пиотровского. Авторы статей — Борис Гройс, теоретик искусства; Дмитрий Озерков, Ольга Свиблова.
Выставка «Утопия и реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы» с успехом прошла в музее Ван Аббе, Нидерланды (1 декабря 2012 — 28 апреля 2013 года) и в настоящее время демонстрируется в Государственном Эрмитаже. По окончании выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва (16 сентября — 24 ноября 2013 года) она переместится в Музей современного искусства, Грац, Австрия.