МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

18 — 30 января. Виталий Горяев художник знакомый с детства.

18 — 30 января. Виталий Горяев художник знакомый с детства.

Все мы в детстве читали стихи Агнии Барто, увлекались «Приключениями» Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, следили за гимнастом Тибулом и девочкой Суок Юрия Олеши. И всегда смотрели на этих литературных героев глазами Виталия Горяева. Ретроспективная выставка графики и живописи 1930-1980 гг. ЦДХ (Крымский вал, д.10) Залы 22-27 Открытие 18 января в 17.00

Впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспективная выставка графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Горяева (1910-1982).

На выставке будет экспонироваться около 1500 работ, разделенных по десятилетиям: 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е годы. В отдельный блок войдут около 60 работ — иллюстраций В.Горяева в журнале «Крокодил». А в витринах будут выставлены редкие оригиналы книг с иллюстрациями В.Горяева.

Все мы в детстве читали стихи Агнии Барто, увлекались «Приключениями» Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, следили за гимнастом Тибулом и девочкой Суок Юрия Олеши. И всегда смотрели на этих литературных героев глазами Виталия Горяева. Ну, а уж история изданий произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского, конечно, также никогда не сможет обойтись без незабываемых иллюстраций Виталия Николаевича.

Он начал заниматься графикой ещё в середине 30-х. Советская графическая школа была тогда на подъёме, живы были традиции начала века, которые развивала мощная когорта новых советских рисовальщиков. Моор и Фаворский были учителями Горяева. Черемных, Кукрыниксы, Сойфертис, Бисти, Верейский — его современники. В такой компании нелегко было приобрести собственное лицо, выделиться особым его выражением. Горяев смог. И в журнале «Крокодил», в котором он проработал более полувека, и в военных «ОКНАХ ТАСС», во фронтовых газетах, и в работе над книгами О.Генри и М.Твена, когда он рисовал страну, которую доселе никогда не видел.

Интересно, что художником Горяев стал с лёгкой руки Владимира Маяковского. Он показал поэту свои стихи; Маяковского они не вдохновили, зато совершенно поразили рисунки на полях. «Слушай. Ты художник. Тебе нужно учиться», — так рассказывал сам Виталий Горяев о разговоре с Маяковским.

Горяев вошёл в историю искусств, в первую очередь, как книжный график и иллюстратор. Мало, кто видел его живопись.

«В 60-70-е годы, несмотря на всеобщее признание, отец постоянно подвергался ретроградной критике. Кеменов, тогда главный искусствовед и критик Академии художеств, считал Виталия Горяева слишком левым и авангардным. По этим причинам его не приняли в академию, что для Народного художника СССр и Лауреата Государственной премии СССР было редкостью», — вспоминает сын В.Н. Горяева, народный художник РФ Сергей Горяев (он является также Президентом Некоммерческого фонда Виталия Горяева).

То, что зрители увидят сейчас, на выставке, посвященной и 100-летию со дня рождения, и 30-летию со дня смерти Виталия Горяева, едва ли не впервые представит столь полно творческое наследие Мастера. Прекрасного графика и живописца.

Виталий Горяев — великолепный рисовальщик, оригинальный живописец, выдающийся иллюстратор, был и интересным собеседником, внимательным наставником творческой молодежи, просто интересной личностью. Его друзьями были С. Урусевский, О.Верейский, А. Твардовский, Б. Ливанов, Рокуэл Кент, Антон Рефрежье, Н. Леже, Г. Товстоногов.
Произведения В.Н. Горяева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в десятках ведущих музеев России и за рубежом.

Горяев В.Н. Гоголь, 1979

Горяев В.Н. обложка Старик Хоттабыч 1979

Горяев В.Н. Агния Барто Настенька. Обложка.

Горяев В.Н. Москва-Париж Крокодил 74.

Горяев В.Н. Марк Твен Гекльберри Финн 1958

Горяев В.Н. Пушкин и Натали, 1974

Горяев В.Н. Портрет Толстого 1974

Горяев В.Н. Реквием на смерть героя, 1967

23 декабря 2011 г.
Комментарии