МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

19 июля — 8 сентября. Елеазар Лангман концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы

19 июля — 8 сентября. Елеазар Лангман концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы


в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16

Елеазар Михайлович Лангман (1895-1940) остается одной из самых загадочных фигур в истории советской фотографии 30-х годов. Вокруг его имени, также как вокруг имен Александра Родченко и Бориса Игнатовича, вместе составлявших ядро фотографического объединения «Октябрь», кипели страсти.

Однако сегодня его работы почти неизвестны. Нет достоверных данных ни о жизни, ни о смерти фотографа. Архив мастера — негативы, фотографии, документы, рукописи (он публиковал статьи в «Советском фото») — по видимому, утерян, так как последние годы жизни Лангман после развода с женой не имел постоянного пристанища и кочевал из одной фотолаборатории в другую.

Выставка Елеазара Лангмана — это попытка собрать воедино разрозненные факты, документы и снимки и дать наиболее полное представление о личности и творчестве этого яркого и самобытного фотографа.

В своих работах Лангман исходил из формальных принципов А. Родченко, но выработал свой индивидуальный стиль. Среди других членов группы «Октябрь» Лангман — наиболее крайний, откровенный и смелый экспериментатор. По сравнению с ним Родченко — более классичен, Игнатович — более повествователен в репортаже, Владимир Грюнталь — более осторожен с ракурсами и наклонами.

Лангман объяснял «косину» в своих фотографиях, за которую его так ругала советская критика, как «протест против штампа, серятины в фотографии». В середине 30-х годов, когда сама «косина» стала штампом, Лангман ставил перед собой иные задачи. Он пытался отказаться от наклона и ракурса, но при этом сохранить композиционную выразительность снимка. В журнале «СССР на стройке», посвященном Казахстану, и фотоальбоме «10 лет Узбекистана» впервые появились снятые Лангманом портреты. Точка зрения — чуть снизу, предельно крупный план, четкая проработка лиц.

Группа «Октябрь» и фотографии Лангмана сыграли роль катализатора в формировании стиля авангардной фотографии в России, стиля журналистской фотографии. Лангман своими работами доказал, что выполняя заказ репортера, можно оставаться художником.

Он ловил моменты жизни положительные и отрицательные: пьяниц на улицах, гадалок в сквере, беспризорных. Но снимки такого типа в печать не попадали — эта реальность не вписывалась в «светлый» образ будущего.

Лангман дружил с писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым и не только снимал этот знаменитый дуэт за работой, но и повлиял своими снимками на характер фотографий самого Ильи Ильфа, который был увлеченным фотолюбителем и снимал этюды — городские виды, прохожих, портреты в ракурсе, с верхних и нижних точек.

Снимки Лангмана запоминаются благодаря своей внутренней насыщенности, расчитанности. Пользуясь своей маленькой «лейкой», он концентрировал информацию, форму и пространство в кадре.

Елеазар Лангман. Игрок в биллиард. 1928-1930. Бромосеребряная бумага, авторская печать

14 июля 2013 г.
Комментарии