20 декабря — 27 января. Николай Наседкин «Black»
Используя тяжелые фракции нефти и краски минорно-депрессивных оттенков, Николай Наседкин обращается к вопросам и ценностным категориям, которые по-прежнему актуальны и, пожалуй, не перестанут быть актуальными никогда: к добру и злу, черному и белому, страху принять прошлое и надежде на лучшее будущее, стремлению отгородиться от ужасов жизни и пониманию того, что отгородиться — не значит спастись.
Московский музей современного искусства, Петровка, 25
Художник Николай Наседкин один из ведущих мастеров постсоветского экспрессионизма. Потёки краски на его картинах-инсталляциях — это не столько формальный цветовой эксперимент (Наседкин развивает некогда найденный им приём живописания нефтью), сколько эмоции, которые испытывает художник.
Размышляя о своей стране, пережившей множество социальных катаклизмов, он предлагает зрителю работы, выполненные в минорно-депрессивных цветах. Даже яркая красная краска у Наседкина больше напоминает кровь. Баня по-чёрному, пашня, лес после пожара, грязные сапоги — в его творчестве все эти сюжеты приобретают чуть ли не архетипическое значение. А пожелтевшие обрывки газет и старые незавершенные работы становятся важным артефактами.
Преобладающий черный цвет в искусстве Николая Наседкина создает определенное настроение, передает эмоции автора. Но думающий зритель увидит в этом и другой смысл. Черный у Наседкина нужно воспринимать и как некую сумму всех оттенков. Преобладание в большинстве представленных работ черного цвета, таким образом, становится напоминанием об амбивалентности бытия, в котором темное начало непременно уравновешивается светлым. Именно эта скрытая надежда на преодоление тьмы и дисгармонии и является связующей нитью экспозиции в MMOMA.