23 февраля — 15 апреля. Автомобильная Америка. Взгляд из машины. Ли Фридландер
Впервые в Москве. Персональная выставка фотографа, в творчестве которого автомобильная Америка занимает важнейшее место.
В Мультимедиа Арт Музее, Ул. Остоженка, 16
Ли Фридландер начал заниматься фотографией уже в четырнадцать лет. После того, как он сделал ряд портретных снимков для обложек пластинок джазовых музыкантов Нью-Йорка и Нового Орлеана, Фридландер в конце 1950-х годов стал работать в разных коммерческих проектах.
Фридландер прославился благодаря своим снимкам повседневной жизни, которые он сам характеризует как «американский социальный пейзаж». Получив известность после совместной выставки с Гари Винограндом и Дианой Арбус в проекте «Новые документы» Джона Жарковского в нью-йоркском Музее Современного Искусства (1967), Фридландер стал важной фигурой в фотографии ХХ века.
Проект «Америка. Взгляд из машины» (около 200 фотографий) был создан с 1992 по 2009 год во время путешествий на автомобилях, взятых на прокат. Эти снимки сделаны, как правило, с водительского места, а боковые зеркала, зеркала заднего вида, ветровые и боковые стекла автор использует в качестве рамок.
В этом цикле Фридландер обращается к образам, отражающим самую сущность культуры США – к автомобилям и шоссе, бегущему через 50 штатов огромной страны. Он стремится к исследованию современной Америки, вновь посещая в своих поездках многие уже знакомые места и возвращаясь к той же трактовке материала, которая была характерна для его предыдущих творческих опытов.
Созданные в особом квадратном формате, который характерен для более поздних работ Фридландера, эти снимки одновременно усложняют и оживляют привычный пейзаж провинциальной Америки. Его стремление опрокинуть и сделать плоским трехмерный мир сродни приемам живописи кубизма и технике коллажа поп-арта.
Своеобразным предисловием к серии «Америка. Взгляд из машины» является цикл «Новые машины. 1964», состоящий из 33 фотографий, сделанный по заказу журнала Harper’s Bazaar. Он должен был стать рекламой новых моделей Chrysler, Buick, Pontiac и Cadillac.
Отказавшись от гламурного и соблазнительного стиля, привычного для Harper’s Bazaar, Фридландер поместил автомобили в весьма неприглядные условия: на обычные парковки, в магазины недорогой мебели и, самое смелое, на автостоянку, где продаются подержанные машины. В характерной для себя манере – искаженное отражение, тусклый свет, затемнение объекта и перспективы – Фридландер свел образы «Континенталей» и «Эльдорадо» к неким призрачным формам. В этих фотографиях зритель часто видит их сквозь витрину, или же они отражаются в ней. В других случаях на переднем плане перед автомобилем возникают садовая мебель, рекламные афиши или груды старых резиновых шин.
Фотографии предполагалось издать в ноябрьском номере журнала, но их бескомпромиссно жесткий и слишком современный стиль показался чересчур смелым главному редактору, так что цикл так и не был опубликован. Фридландер получил свой гонорар, а снимки были ему возвращены. На протяжении более чем 50 лет вплоть до недавнего времени они хранились, совсем забытые, в кладовой его фотолаборатории.
Среди многочисленных наград Ли Фридландера — Премия Фонда Макартура, гранты Государственного совета поощрения искусств, три стипендии Гуггенхайма, Премия «Хассальблад». Фридландер опубликовал более 20 альбомов, начиная с вызвавшей большой резонанс книги «Автопортреты» (1970), за которой последовали, среди прочих, «Американские музыканты» (1976), «Ли Фридландер за работой» (2002) и «Палки и камни: архитектурная Америка» (2004) и другие.