23 февраля по 18 марта . Последний Приют. Мартин Парр
Фотографии Нью-Брайтона.
В рамках 9-го московского международного фестиваля «Фотобиеннале 2012» МАММ представляет знаменитую фотографическую серию Мартина Парра «Последний приют», изменившую направление развития современной европейской фотографии и включенную газетой The Guardian в список «1000 произведений искусства, которые нужно увидеть прежде, чем вы умрете».
Арт Музей, Остоженка, 16
Мартин Парр (р. 1952) – британский фотограф, фоторепортер, член агентства Magnum с 1994 года, автор более 50 книг, куратор выставок, коллекционер и историк. С 2004 – профессор фотографии в Уэльском Университете и приглашенный арт-директор фестиваля «Фотографические встречи в Арле».
Серия «Последний приют», созданная в 1983-1986 гг., — это фотографическое эссе об отдыхе среднего класса на побережье Нью-Брайтона, неподалеку от Ливерпуля. Первая реакция критики и публики на эти фотографии была крайне враждебной – люди нашли ее жестокой. Говорят, что Анри Картье-Брессон, посетив выставку в лондонской Serpentine Gallery, оценил ее как «без чувства юмора, полную злобы и презрения».
Презрение выражалось, по сути, в том, что Парр снимал репортаж «из жизни отдыхающих» не как картинку из рекламного буклета, а правду, пусть неприглядную. Переполненный пляж, где рядом с загорающими людьми собаки подбирают остатки ланча; горы мусора, оставленные гостями Нью-Брайтона после выходных; не самые красивые лица и не самые совершенные тела; перемазанные мороженым дети...
В 1980-е годы, во времена премьерства М.Тэтчер, серьезные фотографы-документалисты снимали полные сочувствия и гуманистического пафоса репортажи классическими 35мм камерами на черно-белую пленку. Парр вдохновлялся работами американского фотографа Уильяма Эглстона, признанного «отца цветной фотографии», и купил фотоаппарат Plaubel Makina 6x7 со встроенным дальномером, позволяющий делать «быстрые» уличные снимки с высоким разрешением. Особенности стиля Парра — преувеличенная яркость цветов, ироничный взгляд на окружающий мир, смелая критика общества и особенно среднего класса, непременная вспышка при любом освещении – сделали его пионером «новой волны» британской цветной фотографии.
«Я довольно неплохо представляю, как сделать хороший снимок, но при этом я всегда оказываюсь в дураках, потому что по-настоящему хорошая фотография не о чем вдруг появляется из ниоткуда, и я не понимаю, как это произошло. Вот почему я до сих пор продолжаю снимать – чтобы понять, как же все это выходит, чтобы уловить дух фотографии. Говорят, что фотография это очень простое средство коммуникации, но она в то же время и очень сложное дело, и именно это делает ее такой интересной» (М.Парр).