МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

23 июля — 19 августа. XX ВЕК: ИЗБРАННОЕ из коллекции Московского музея современного искусства

23 июля — 19 августа. XX ВЕК: ИЗБРАННОЕ из коллекции Московского музея современного искусства

Государственный музей современного искусства, Гоголевский
бульвар, 10

Последние годы Московский музей современного искусства регулярно представляет выставки в стиле contemporary art, поэтому могло показаться, что часть коллекции, представляющая предыдущие этапы развития искусства, навсегда скрылась в запасниках Музея. По многочисленным просьбам посетителей возобновляется демонстрация произведений, насыщенных историческим контекстом, в которых отразился ХХ век, со всем многообразием течений и направлений, с противоречивым ходом его художественных событий.

На выставке будут представлены работы классического русского авангарда первой четверти XX века, без которого немыслимо понимание творческих процессов столетия в целом. Музей может гордиться собранием работ основных представителей этого движения: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Григорьева, Александра Архипенко, Ильи Чашника, Эдуарда Криммера, Владимира Дмитриева и других.

Отдельный зал посвящен Нико Пиросмани. Многие авангардисты черпали вдохновение в искусстве художников-самоучек и выставляли их полотна рядом со своими. Пиросмани — легендарная и трагическая личность. Всю свою жизнь он прожил на родине в Грузии практически безвыездно, тем не менее, получил всемирную известность как мастер примитивистского направления. Пиросмани является автором произведений на тему анимализма, портретов современников, национальных типажей. Художник использовал определенный набор красок, который при первом взгляде может показаться скупым, однако в этой лаконичности явлен дар монументализма и особая целостность образа.

Зрителю также покажется любопытным раздел экспозиции с виртуозными сангинами Василия Шухаева, представляющего неоклассическое направление — в целом противоположное авангардизму, но парадоксально дополняющее его. Шухаев прожил долгую, полную драматичных событий жизнь. Он сделал карьеру еще до революции, много путешествовал. После долгого пребывания за границей, в 1930-х годах, он вернулся в советскую Россию и вскоре был репрессирован. После десяти лет ссылки в Магадане, Шухаев переехал в Грузию, где стал профессором Тбилисской Академии Художеств и любимым учителем Зураба Церетели.

Отдельный зал в экспозиции занимают произведения художников Русского Зарубежья. Сегодня российский зритель с удивлением открывает для себя искусство, скрытое до недавнего времени под спудом. Уникальность коллекции нашего музея в том, что за относительно короткий срок были собраны первокласснейшие работы художников-эмигрантов — Бориса Анисфельда, Юрия Анненкова, Сержа Шаршуна, Александры Экстер, Владимира Баранова-Россине, Ивана Пуни, Владимира Издебского.

Не менее значительной частью нашего собрания является корпус работ живописцев и графиков 1930-1940 годов — поколения выпускников ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА — учеников Машкова, Лентулова, Кончаловского. Незаслуженно забыты имена Льва Соловьева, Николая Тарасова, Марии Раубе-Горчилиной, Бориса Суханова, Полины Крайц, Бориса Булгакова. Их «тихое», полное внутреннего достоинства искусство потерялось в дебрях торжествовавшего соцреализма. Сегодня мы по-новому открываем их творчество.

Важный раздел экспозиции включает в себя произведения художников-нонконформистов 1960-1970-х годов. «Второй авангард», как любят называть его искусствоведы, родился из противостояния государственному официозу, в дерзкой атмосфере запрещенных выставок — например, знаменитой «Бульдозерной», устроенной в 1974 году на открытом воздухе в Беляево. Среди художников этого круга выделяются основные лица эпохи: Оскар Рабин, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Михаил Шварцман, Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев. Близко к неофициальному искусству примыкают мастера так называемого «левого МОСХа»: Илларион Голицын, Павел Никонов, Николай Андронов, Наталия Егоршина, Ирина Старженецкая, Андрей Васнецов и другие.

И, наконец, абрис истории искусства ХХ века завершают художники постмодернистского поколения, чей ироничный почерк оттачивался в сквотах Фурманного и Трехпрудного переулков. Их работы шокировали публику на молодежных выставках в Манеже и на Кузнецком Мосту, заполнили новосозданные, постперестроечные галереи современного искусства. Вадим Захаров, Владислав Мамышев-Монро, Александр Виноградов & Владимир Дубосарский, Константин Звездочетов, Сергей Шутов, Георгий Литичевский, Юрий Лейдерман, Сергей Мироненко, Павел Пепперштейн и другие как бы возвращают нам эпатажную атмосферу авангарда, замыкая тем самым исторический цикл. Разобраться в нелегких путях художественной жизни минувшего столетия мы и предлагаем сегодня зрителю.

Борис Григорьев. Женщина. 1916-17 гг. Холст, масло.

Константин Звездочетов. Запорожцы пишут письмо. 2005. Холст, масло, пластик.

24 июля 2012 г.
Комментарии