23 марта — 28 мая. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» выставка «Синий суп»
Ретроспективная выставка «Синего супа» охватывает все двадцать лет существования группы, работающей в сфере видеоарта и компьютерной анимации, и включает все созданные к настоящему моменту произведения, в том числе ставшие ключевыми для группы «Выход» (2005), «Эшелон» (2006), «Озеро» (2007), «Оборона» (2007), «Муть» (2014) и «Каскад» (2016), впервые представленные в XL Галерее.
Работа «Озеро» получила премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «ИННОВАЦИЯ-2007» в номинации «Произведение визуального искусства», «Каскад» вошел в шорт-лист Х премии Кандинского.
Группа «Синий суп» была создана в 1996 году выпускниками МАРХИ Даниилом Лебедевым, Алексеем Добровым и Валерием Патконеном, в 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов, с 2010 художники опять работают втроем, уже без Патконена. Понимание и описание метода и особенностей феномена «Синий суп» — одна из интереснейших задач для критики. Поэтому выставка не только включает в себя произведения группы — важнейшим элементом экспозиции являются интерпретации, которым выделено специальное пространство. Иными словами, выставка строится на пересечении двух по-своему герметичных составляющих: визуального материала и вариантов его критического осмысления, что, в свою очередь, означает, что участниками выставки можно считать и интерпретаторов — Валентина Дьяконова, Елену Ищенко, Карину Караеву, Ирину Кулик и Евгению Кикодзе.
Существует стереотип: творчество «Синего супа» трудно поддается интерпретации. С этим нельзя не согласиться. Любое тщательно сконструированное произведение группы — одновременно простой и многомерный визуальный объект, затягивающий внутрь, но не дающий возможности зрителю вступить в тактильный контакт с этой псевдокомпьютерной игрой, о чем говорят практически все интерпретаторы. Группа работает со смоделированной реальностью, не имеющей ничего общего с реальной фото- или видеосъемкой, и любое их созданное на компьютере произведение можно только созерцать, без всякой возможности продвинуться внутрь, на «новый уровень», что противоречит самой сути компьютерной игры, но позволяет говорить об инструментарии, методе создания произведения.
Язык компьютерной анимации использовался «Синим супом» с самого начала. Уже ранние короткие видеофильмы не имеют ничего общего с реальностью за окном, но представляют собой этюды по вычленению из этой реальности скрытых смыслов и коннотаций. Собственно, предъявление этих скрытых смыслов можно считать одной из базовых «сверхзадач» группы.
Феномен «Синего супа» и созданные группой произведения — всегда ускользает от точных формулировок, но невозможность однозначных определений дает право их множить, что собственно и хотелось бы предложить зрителю: простые, но многомерные видео; короткие, но интереснейшие тексты, будем надеяться — соединятся в воображаемой точке и дадут возможность — если не понять группу «Синий суп», то попытаться это сделать.