24 июля — 02 сентября. Музей. Взгляд фотографа
Государственный музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина.
Главное здание
Выставка работ современных фотографов посвящена 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина и является частью юбилейной программы Музея. Данный проект продолжался более полутора лет и объединил хорошо известных отечественных и зарубежных фотографов. В итоге были отобраны произведения 29 мастеров, представляющие различные жанры и стили современной фотографии, как документальной, так и художественной.
Михаил Розанов, Екатерина Голицына, Игорь Пальмин, Дмитрий Музалёв—для них «Пушкинский» является прежде всего архитектурным объектом. Здесь и величественное творение Р.И. Клейна с колоннами и портиком, и «музейный городок»—городские усадьбы XVIII-XX веков, прилегающие к главному зданию Музея.
Другая часть проекта представляет жанровые фотографии Алексея Мякишева и Эмиля Гатауллина, которые посмотрели на Музей через портреты его посетителей. Виктор Ахломов, легендарный фоторепортер «Известий», запечатлел зрителей 70-80-х годов на выставках «Джоконды» из Лувра, картин из Прадо и других знаковых экспозициях ГМИИ. Галерею посетителей дополняют портреты сотрудников, снятых Олегом Видениным, а также «портреты» произведений искусства, созданные Михаилом Каламкаровым, Андреем Полушкиным, Игорем Култышкиным, Владимиром Клавихо-Телепневым. Это и легендарные слепки скульптур Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, и подлинники Древнего Египта, а также шедевры живописи.
Произведения искусства, представленные в Музее, вдохновляли фотографов на создание своих работ: это «обманки» Светланы Пожарской, изысканные многослойные композиции Андрея Чежина и Михаила Дашевского, «калейдоскопы» Дмитрия Орлова, реконструкции Ольги Тобрелутс, принт на сатине, дополненный масляными красками Виты Буйвид, артефакт от Франциско Инфанте-Арана, фотометафора Григория Майофиса, аллегории Вадима Гущина, иносказание от Надежды Кузнецовой, оммаж группы АЕС+Ф. Георгий Колосов и Евгений Нестеров своими изысканными работами напоминают о пикториальной фотографии прошлого века, которая поэтична и удивительно современна сегодня.
Отдельная часть выставки представлена репортажной документалистикой. Это съемки Александра Земляниченко и Валерия Нистратова, сделанные на грандиозных выставках ГМИИ последних лет: Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Андрей Безукладников представил великого «эпатажника», немецкого фотографа Хельмута Ньютона, открывавшего свою выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1989 году.
Разнообразие жанров и стилей, авторских прочтений и замыслов, сложившееся в выставку, демонстрирует интерес современных фотографов к такому сложному культурному организму, как Музей изобразительных искусств.