25 мая – 17 июня. Джей Яньер «Глобальное Я»
Это первая выставка бразильского художника Джея Яньера в России, на которой будут представлены более 30 работ из двух серий: портреты и абстракции.
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств, Гоголевский бульвар, дом 10
Дуализм творчества Джея Яньера можно объяснить тем, что основные темы его живописи - наблюдение жизни, и ее ощущение - процессы, которыми управляет его «Глобальное Я», возникшее в бесконечных путешествиях. Оно не имеет определенной формы или символов; оно просто присутствует во всех его работах, как в абстракциях («Возвращение», «Движение тел»), так и в портретах («Плывущая Мема», «Собаки», «Клаудио»). Оно проступает как воспоминания о расплавленной лаве, первобытных морях, корнях мирового древа, которые то сплетаются в абстрактном узоре, то образуют портретно узнаваемое лицо. Что это? Моменты из детства в Бразилии или воспоминания о китайских пейзажах с причудливыми скалами сквозь туман и хрупкой веточкой, нависающей над пропастью?
Джей Яньер - истинный космополит: его подсознание постоянно отражает натиск глобального потока информации, и в то же время оно подключено к стихиям природы. Он пишет свои видения на внутреннем материале, но вода, огонь, земля, воздух – то, что описывается в древних натурфилософиях всех культур и континентов, то, с чего начинается Книга Бытия, — отчетливо воплощается в живописи глобального европейца, с его расширяющимся Я. Джей свободно и элегантно обращается с краской, стекающей с кисти, либо губки, и с красочным тестом, выдавливаемым из тюбиков, как дизайнер или скульптор. С такой же естественностью он берется за пластические массы любого состава.
Рагнар Лователли Яньер (Джей Яньер, р. 1957) родился в семье итальянской писательницы и шведского бизнесмена, провел свое детство в Бразилии, и Аргентине, юность — в Парижском Лувре, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи, затем учился в частной школе в Англии. Школа жизни Джея продолжается в Нью-Йорке: он берет частные уроки рисунка и живописи, пишет фрески на стенах университета. Затем Яньер круто меняет сферу деятельности и начинает работать на Уолл Стрит. Тринадцать «финансовых» лет он продолжает занятия живописью в качестве хобби. В 1996 году Джей возвращается в Бразилию и работает в банке, но вскоре принимает решение вернуться в Европу, где полностью посвящает себя искусству. Переехав в Рим в начале 2000-ых он возвращается в искусство: входит в различные артистические кружки и участвует в групповой выставке AB OVO вместе с такими известными авторами как Янис Кунелис Пьер Пици Каннелла, Нунцио и Карла Аккарди.
Не случайно сам художник заявляет о своей приверженности принципу «живописи действия», action painting. В этом направлении искусства ХХ века, возникшем в Америке, европейский индивидуализм по-настоящему вкусил из плавильного котла других культур и обозначил себя как «Глобальное Я». Для «живописи действия», характерно импульсивное и безотчетное владение кистью, красками, мастихином (а иногда и шваброй или собственными конечностями), которые обозначили новую встречу индивидуальной психологии с космологическими мифами. Одним из наиболее известных представителей этого направления был Джексон Поллак.