27 мая — 29 июня. Заговор
Галерея Риджина
4 Сыромятнический пер, 1
В названии выставки ЗАГОВÓР на первый взгляд содержится загадка — куда следует ставить ударение: оно будто сбегает на последний слог, пульсирует не на своём месте. Именно повсеместный окружающий «заговóр», казалось бы, должен быть в фокусе внимания художника сегодня, стать предметом его высказывания. Однако, неизбежная сосредоточенность на политической повестке дня, бесконечное просматривание новостной ленты делают этот путь банальным, притупляя интерес и возможность адекватного восприятия происходящего.
Сергей Братков в новой выставке ЗАГОВÓР обращается к русской дремучести, к метаниям заблудшей души, как к способу «развиртуализации» (того самого заговаривания) и обнаруживает здесь странный нестатичный покой. Герои постепенно, вместе с эпохой исчезавшие с фотографий художника (В ПОИСКАХ ГОРИЗОНТА (2008) и НИ ВОЙНЫ, НИ МИРА (2011) — предыдущие выставки художника в галерее Риджина), здесь растворяются в пейзажах русской глуши, обозначая возможность своего появления через потустороннее.
Магическое восприятие реальности и понимание простора как категории внутреннего (или как «нашего русского», или как простирающегося внутрь смотрящего) вообще свойственно жителям здешних широт. Не от этого ли изгибающиеся деревья, горящие стога и покосившиеся избы на фотографиях Браткова выглядят нe менее живыми, чем совершающий обряды монах? И не потому ли ЗАГОВÓР чуть ли не в последнюю очередь хочется назвать эскапистским проектом?
Структура заговора как «текста-формулы, способной вызвать желаемые состояния/привести к осуществлению результата» содержит перед заклинательной частью эпическую, в которой происходит «сужение пространства». На фотографиях Браткова такие русские места преобразуются, cловно наливаются магическим соком. Зрителям, подобно героям сказки, предстоит преодолеть эти просторы, чтобы попасть в зАмок, который под действием того самого бегающего ударения превращается в замОк, закрывая заговОр для исполнения желания.
Олег Устинов