МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

30 марта — 9 мая. Джон Рафман Девять глаз Google Street View

30 марта — 9 мая. Джон Рафман Девять глаз Google Street View

В 2007 году компания Google отправила в путешествие целую армию электромобилей, на каждом из которых было установлено девять камер на одном штативе. Оснащенная навигаторами GPS и тремя лазерными сканерами, эта флотилия машин пустилась в бесконечное путешествие, чтобы снимать шоссе и улицы свободных стран. Задачей было «структурировать информацию со всего мира, сделать ее доступной и полезной для всех».
Центральный Выставочный зал «Манеж»
Остоженка, 16

Этот трудоемкий проект, названный Google Street View, был создан как приложение к картам Google. На расстоянии 10–20 метров девять камер автоматически фиксируют все, что попадает в кадр. Компьютерные технологии позволяют «склеивать» снимки и создавать панорамное изображение.

Чтобы люди и машины не могли быть опознаны, лица и номерные знаки смазываются.
В 2008 году я начал собирать кадры Google Street View из блогов Street View, а также самостоятельно искал то, что мне интересно. Данный набор снимков призван показать, как моя коллекция фотографий Google Street View стала результатом увлекательного процесса изучения этого нового виртуального мира. Мир, оказавшийся в сфере объектива Google, представляется более правдивым и прозрачным, благодаря той серьезной роли, которую играет в нем реальная действительность; это восприятие, построенное на нейтральном, непредвзятом воспроизведении происходящего. В то же время я отдаю себе отчет в том, что подобный способ съемки создает такой же культурный контекст, как и любой другой, выстраивая определенным образом организованное пространство, коды и значение которого художник или куратор этих снимков могут помочь сконструировать или расшифровать.
С самого начала меня привлекла живая, любительская эстетика этих сырых кадров. Проект Google Street View отличался той непосредственностью, которая, как мне казалось, раньше присутствовала в фотографии, посвященной повседневной городской жизни. Схватывая все как бы нейтрально, снимки этого проекта имели спонтанный характер, независимый от чувств и конкретных установок живого фотографа.
В панорамной съемке я могу увидеть неприкрашенный образ городской жизни, так что она напоминает мне грубоватую и прямолинейную американскую «уличную» фотографию. Или я могу рассматривать изображения сельской местности США, близкие по стилю к тем, которые когда-то заказывала Администрация по защите фермерских хозяйств во время Депрессии. Я могу найти «идеальные почтовые открытки» или сюжеты того, что Картье-Брессон назвал «решающим мгновением», как если бы я был фотожурналистом, немедленно реагирующим на происходящее событие. Или я могу найти случайные кадры, которые будут напоминать мне постановочные композиции Джеффа Уолла. А в другой раз мною овладевала ностальгия – я был во власти тех эмоций, которые вызывают старинные семейные фотографии. Будущий историк, возможно, захочет изучить архитектуру обреченного на снос северного пригорода Парижа. Если Google примет такое решение, то тщательное сохранение этих панорамных видов может напомнить нам о еще одной функции фотографии – защите культурных и исторических памятников.
Коллекция проекта Google Street View отдает должное достоинствам современного мира и одновременно критикует его. Было бы абсурдно отрицать способность Google влиять на наше восприятие реальности, но куратор, выбирая определенные кадры среди прочих, хочет напомнить нам о нашей человечности. Художник/куратор, как бы настаивая на важности человеческого взгляда в контексте проекта Google Street View, осознает всю боль и бессилие, связанное с ощущением собственной незначительности. Художник/куратор бросает вызов имперским амбициям Google и подвергает сомнению право компании быть ведущим источником в формировании наших знаний и восприятия.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ФЕСТИВАЛЬ «ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ В АРЛЕ»
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПОСОЛЬСТВА США В ПРОССИИ

В рамках 9-го международного месяца фотографии в Москве
«ФОТОБИЕННАЛЕ 2012»

01 апреля 2012 г.
Комментарии