4 — 30 сентября. Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье
Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, 16
Патрик Демаршелье познакомился с Дианой Вишнёвой во время съемок для журнала «Vogue» в 2011 году. Год спустя Патрик пригласил Диану и ее партнера — Марсело Гомеса в свою студию. Одна из самых ярких балерин современности вдохновила величайшего фотографа на создание культовой серии.
Патрик Демаршелье. Диана Вишнёва. Cъёмка для Vogue. Cентябрь 2011. Предоставлено VOGUE. © Патрик Демаршелье
Патрик Демаршелье. Диана Вишёва и Марсело Гомес. 2012. Предоставлено Фондом Дианы Вишнёвой. © Патрик Демаршелье
Результатом этой встречи стали черно-белые снимки; на моделях — минимум одежды, чтобы явственнее было видно умение танцоров показывать скульптурные жесты, абсолютная концентрация движения в кадре. Патрик снимал эту серию экспромтом, для собственного удовольствия; опыт показывает, что то, что делают большие художники «для себя», часто оказывается бриллиантами. (В качестве знака признательности он подарил Диане эту серию). Балерина Вишнёва стала музой для еще одного выдающегося художника, культового режиссера — Рустама Хамдамова, который снял картину «Бриллианты».
С момента появления фотографии балет был одной из излюбленных тем фотохудожников. Балет снимали Адольф Де Мейер, Фаас Хорст, Сесил Битон, Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Норман Паркинсон, Георгий Петрусов, Александр Родченко и другие. Все они пытались совершить невозможное — остановить и одновременно продлить жизнь движения в кадре. Говорят, что глаза — зеркало души, но иногда движения человека выражают не меньше. Один из лучших портретистов современности — Ричард Аведон снимал балетных танцовщиц и танцовщиков. Благодаря этому появились культовые снимки Майи Плисецкой, Михаила Барышникова и Рудольфа Нуреева.
Еще одна тема выставки — взаимоотношения моды, балета и фотографии. Прима-балерины становились законодателями мод, дизайнеры вдохновлялись работами великих хореографов, художники балетных спектаклей рисовали костюмы для модных показов, великие модельеры оформляли балеты.
Работы Демаршелье показывают, как «живет» в фотографиях Диана Вишнёва. Сейчас эта женщина на пике своей славы и творческих возможностей. Благодаря своему балетному и драматическому таланту она постоянно ищет новые амплуа: балерины, актрисы, модели, в 2010 г. она создала фонд, который занимается популяризацией балетного искусства.
В фильме Рустама Хамдамова «Бриллианты», впервые представленном в рамках Венецианского Кинофестиваля 2010 года, главные роли исполняют Диана Вишнёва и Рената Литвинова. Действие картины разворачивается в Ленинграде времен НЭПа, где балерина крадет из ювелирного магазина бриллиантовую брошь.
На выставке «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье» представлены работы, сделанные фотографом по заказу журнала «Vogue» и фотографии из нью-йоркской студии, где Диана выступает в качестве модели, а также фильм Рустама Хамдамова «Бриллианты», в котором балерина раскрывает амплуа драматической актрисы.