7 марта — 1 апреля. “Черная шапочка” Сары Мун
Одна из главных тем 9-го международного месяца фотографии в Москве “Фотобиеннале-
2012” – «Фотографии кино». Тесную связь двух искусств как нельзя лучше иллюстрирует
творчество прославленной французской художницы Сары Мун, постоянной участницы
фестивалей музея «Московский Дом фотографии». Ее проект “Черная шапочка”,
переосмысление знаменитой сказки Шарля Перро, впервые будет показан в Москве.
В Мультимедиа Арт Музее, Москва
Ул. Остоженка, 16
Сара Мун (р. 1941) — французский фотограф и кинорежиссер, чьи выставки проходили в Париже, Арле, Лондоне, Праге, Токио и Нью-Йорке, а фильмы получали престижные премии на кинофестивалях. Среди ее фильмов — документальная лента о великом Анри Картье-Брессоне. В 1960-х работала моделью (ее можно увидеть на снимках Хельмута Ньютона и Ги Бурдена), изучала рисунок. С 1970 года стала сама фотографировать: сначала для модного глянца — журналов Vogue, Harper’s Bazaar, Elle и рекламных кампаний Comme des Garçons, Chanel, Sonya Rykiel, Issey Miyake and Christian Lacroix, — а затем перешла к “чистому искусству”.
В промежутке между свингующими 1960-ми и зарождающейся панк-культурой она обращается к нежным образам из прошлого — конца XIX — начала XX века: ее героини хрупки и женственны, а снимки — с их ограниченной палитрой и размытым кадром — будто пришли к нам из первых опытов фотографии. В 1983 проходит ее персональная выставка в Международном центре фотографии в Нью-Йорке, а в 1995 Национальный центр фотографии в Париже принимает ее ретроспективу. В том же году она получает Гран-при по фотографии (Awards Grand Prix de la Photographie, Paris).
Проект “Черная шапочка” встает в один ряд с предыдущими проектами из “сказочной” серии художницы, в которой она дает собственную трактовку классических сказок: ее “Красная нить” рассказывала историю Синей Бороды, “Цирк” — девочки со спичками, “Русалка Одервиля” — Русалочки, а снятая в 2002 году “Черная шапочка” — сюжет другой известной сказки Шарля Перро. Маленькая девочка должна в одиночку совершить путешествие через лес, чтобы попасть к своей бабушке, но у Сары Мун лес превращается в старый европейский город с мощеными брусчаткой улочками.
Загадочные волшебные миры Сары Мун рождаются в “темной комнате” отолаборатории, где она вручную печатает и дорабатывает снимки. Считая цвет отклонением от сущности фотографии, она вновь использует черно-белую пленку, а история, как и в предыдущих “сказочных” проектах, представлена серией фотографий и короткометражным фильмом, придающем экспозиции некоторую детективную ноту. Используя вместе со снимками оригинальный текст Шарля Перро, фотограф создает современный образ Красной Шапочки, а в знакомом с детства сюжете оставляет место недосказанности, опуская, собственно, сказочные элементы и оставляя чистый саспенс — героиню наедине со своими страхами.