8 — 23 июля. «Методология выставочного пространства»
В галерее «Нагорная» открывается выставка Екатерины Лупановой «Методология выставочного пространства». Выставка является составной частью спецпроекта «Практики/пространства», представленного Институтом проблем современного искусства (ИПСИ) на Московской молодежной биеннале.
Галерея «Нагорная» / ул. Ремизова, д. 10
Проект «Практики/пространства» Института проблем современного искусства состоит из двух персональных выставок выпускников — «Методология выставочного пространства» Екатерины Лупановой в галерее «Нагорная» и «Автономные реплики» Яна Тамковича в мастерской художника в ЦТИ ФАБРИКА.
Молодые авторы, многие из которых относятся к числу наиболее активных представителей московской сцены, представляют проекты, в которых обращение к специфическому и локальному создает условия для рефлексии глобально значимых процессов — таких как: роль искусства в современном обществе, влияние коммуникационных технологий на культуру и социальные взаимодействия.
Комментарий куратора и художника Стаса Шурипы: «Проект Екатерины Лупановой „Методология выставочного пространства“ выстроен вокруг экспериментов с конвенциональным выставочным пространством. В фокусе внимания художника — политика репрезентации и условия существования искусства в социальных системах. Выставочный зал предстает как медиум коммуникации, в которую включены общество, его представления о себе и направленные на фигуру художника ожидания. Лексикон социальных взаимодействий, воплощаемый произведениями архитектуры и дизайна, становится источником материала для конструирования ситуаций, в которых сама возможность эстетического опыта оказывается предметом критического наблюдения. Исследуя стертые, едва различимые сигналы, которыми пронизаны публичные пространства, Екатерина Лупанова делает видимыми те схемы и сценарии, которые дают нам возможность видеть окружающий мир в привычной системе социокультурных координат.
Проект Екатерины Лупановой — результат серьезной исследовательской работы — показывает этапы эволюции выставочного пространства галереи «Нагорная»: от периода становления как первой художественной галереи до последующих изменений и преобразований. Екатерина Лупанова выбирает Site-specific art — сформировавшееся в 70-е годы ХХ века направление в искусстве, которое выявляет привязанность произведения к определенному физическому пространству. Работы в направлении site-specific art не ограничиваются одним конкретным видом искусства, материалом или используемой техникой — это молодое направление открыто для различных художественных практик. В инсталляции «Автономные реплики» Яна Тамковича рассказы об истоках авангарда и современных логистических системах образуют сети ассоциаций, маскирующиеся в атмосфере постиндустриальной элегии. Художник трансформирует помещение своей мастерской, расположенной в Центре творческих индустрий «Фабрика», в насыщенную смыслами среду, открывающую возможности для неожиданных реконструкций избранных моментов истории искусства. Тамкович наделяет правами рассказчика само это многослойное пространство; наполненное следами разноплановых явлений и сил, оно не только становится машиной интерпретаций, но и обретает черты субъективности. Инсценировки сюжетов из истории модернизма, предпочтение кубистских или фовистских визуальных идиом служат инструментами для изучения той роли, которую играют взгляд и восприятие в жизни современных обществ».
ХУДОЖНИК: Екатерина Лупанова Родилась в Москве в 1986 году. В 2008 году окончила Московский государственный университет печати, в 2012 году — Институт проблем современного искусства, в настоящий момент учится в институте «БАЗА». Персональный проект «Почти ничего», площадка молодого искусства «Старт», Винзавод (2013).
Групповые выставки:
Экспериментальная выставка студентов ИПсИ, галерея Random (2012); «На свежем воздухе», ARTPLAY (2012), «Навстречу неизвестному», ЦДХ (2012); «Любовь земная, небесная и всякая», проект Фабрика (2013); «Производственная практика», Художественный музей города Череповец (2013); «В преддверии рая», ЦСИ сокол (2013); «MMXIII*», галерея «Периметр», Электрозавод; TAINT, GRAD Gallery, London (2014).