9 июля — 11 августа. Искусство как профессия
Коллекция Майи и Анатолия Беккерман
В Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка «Искусство как профессия. Коллекция Майи и Анатолия Беккерман». Экспозиция предоставляет публике возможность познакомиться с уникальными работами одного из наиболее значительных современных собраний и дополнить представления специалистов и зрителей об отечественном искусстве рубежа XIX-XX веков. На выставке представлено 48 произведений живописи и скульптуры. Среди их создателей — Константин Коровин, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Борис Анисфельд, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и др.
За более чем 30-летнюю историю нью-йоркская галерея «АВА», которой владеет коллекционер и арт-дилер Анатолий Беккерман, зарекомендовала себя как одна из лучших и наиболее профессиональных организаций, занимающихся продвижением русского искусства в США, а также знакомящих российских зрителей с искусством художников-эмигрантов. Высокое качество собранных работ и готовность к активному взаимодействию с отечественными музеями сделала собрание Беккерман непременным и заметным участником крупных выставок на центральных российских площадках. Произведения из коллекции Беккерман были представлены в Русском музее на масштабных выставках «Русский футуризм и Давид Бурлюк» (2000), «Русский Париж» (2003), «Время собирать... Русское искусство из зарубежных частных коллекций» (2007), «Американские художники из Российской империи» (2009) и др. Несколько месяцев назад собрание Майи и Анатолия Беккерман было представлено на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Русском музее данный проект экспонируется в сокращенном варианте.
В свое время «АВА» оказалась в числе первопроходцев — галерей, целиком специализировавшихся на русском искусстве, в Америке не было. Интерес к России традиционно ограничивался русской иконой и изделиями фирмы Фаберже, с одной стороны, и художниками-нонконформистами, собирательство которых в годы «холодной войны» было своего рода «политическим жестом» по отношению к России — с другой. Галерея «АВА» сделала ставку на классическую живопись и скульптуру и вскоре заняла пустовавшую на американском художественном рынке нишу.
Круг интересов галереи «АВА» распространяется на весьма широкий спектр отечественного искусства: от произведений конца XVIII века до работ родоначальника нонконформизма Олега Целкова. Однако есть в этом спектре и главные направления. Наиболее полно в коллекции Беккерман представлены художники, чье творчество прочно связано с американским континентом, — Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Борис Григорьев, а также именитые мастера русской художественной эмиграции, преимущественно Парижской школы.
Именно произведения художников-эмигрантов начала ХХ века и составили данную экспозицию. Среди них ряд картин Бориса Григорьева, за работами которого Беккерман «охотился» с особенной страстью («Натюрморт с персиками», конец 1920-х — начало 1930-х; «Натюрморт с кувшином и фруктами», начало 1930-х). Во многом благодаря усилиям Беккермана состоялось «открытие» Бориса Анисфельда как живописца, и ныне его имя стоит в одном ряду с лучшими представителями младшего поколения художников «Мира искусства» («Суд Париса», 1912; «Мальчик с попугаем», 1923). Можно увидеть на выставке и несколько произведений прославленного «отца русского футуризма» Давида Бурлюка разных периодов жизни («Ветер», 1916; «Одесса», 1926-28). Николай Фешин («Две девочки», «Маша», обе — 1920-е) сумел приобрести за океаном гораздо большую известность, чем в России — его портреты пользовались в Штатах необычайной популярностью. Есть на экспозиции и столь желанные для всякого коллекционера русского авангарда произведения выдающихся художников-супругов Михаила Ларионова («Натюрморт с дыней и гроздью винограда», 1920-е) и Наталии Гончаровой («Магнолии», 1920-е — начало 1930-х). Рядом с ними — «неоакадемики» Александр Яковлев («Мясная лавка», 1930) и Василий Шухаев («Цихисджвари в облачный день», 1956-1957).
Отдельную группу в коллекции Беккерман составляют работы мастеров, входивших в интернациональную Парижскую школу. Это и художник с сочиненным в молодости русско-французским именем Владимир Баранов-Россине («Голубой натюрморт», вторая половина 1920-х), и занимавшаяся в Академии Матисса Мария Васильева («Кубистический пейзаж», 1914), и «обитатель» легендарного «Улья» Давид Штеренберг («На юге Франции», 1912), и один из основателей кубизма в скульптуре Александр Архипенко («Восточная линейность», 1961). Сюда же входят и работы мастеров, приехавших в Париж уже в 1920-е годы по линии Наркомпроса, например, Роберта Фалька. Корпус его работ включает как ранние («Пейзаж с красным домом», около 1910), так и поздние («Портрет архитектора Зои Калатозовой», 1952) произведения русского сезанниста.