Дина Рабель. Новая выставка «Аноним — Икс: конец эпохи конфиденциальности».
Музей искусств в Хайфе представляет одиннадцать новых выставок в одном кластере, из них пять персональных и шесть групповых. В залах представлены работы семидесяти израильских и международных художников, демонстрирующих свое видение эксгибиционизма, нарциссизма и вуайеризма. Выставки направлены на изучение социальных представлений о понятии частной жизни и новых моделях, рожденных информационно-коммуникационной революцией с конца ХХ века до наших дней.
Марк Цукерберг, основатель Facebook, заявил, что конфиденциальность больше не является «социальной нормой». Художник Томас Исраэль, представивший свои работы на выставке, комментирует: «Мы живем в век широкого распространения подглядывания... И с Facebook, к примеру, подглядывание стало новой нормой».
За последние десятилетия распространение в обществе информации интимного содержания становится неотъемлемой частью нашего участия в современной жизни. Постоянно растущее использование смартфонов, интернета и видеокамер гарантирует, что все мы одновременно становимся вуайеристами и эксгибиционистами. Мы разрешаем изучать нашу частную жизнь, забывая о чувстве безопасности. Камеры слежения работают непрерывно; изображения распространяются в интернете; архивы каталогизируются. Бесспорно, мы живем в обществе Большого Брата, и тех, кто не наблюдается, в природе как-бы и не существует. Еще Уорхол говорил: « Ты то, что о тебе пишут». Закрытая личная жизнь превращается в сэлфи, как самое массовое искусство востребован вуайеризм, нормой становится нарциссизм и эксгибиционизм, выставляющий напоказ не только внешний, но и внутренний мир человека.. Для того, чтобы стать модным фотохудожником, достаточно войти в интернет и распечатать кадры с любой камеры видеонаблюдения, даже с гугл — карты. Оруэлл пугал нас, что самый большой кошмар будущего — отсутствие личного пространства, тотальное наблюдение государства за народом. Но весь фокус в том, что мы сами добровольно сдались Большому Брату. Да и сам Оруэлл — борец с тоталитаризмом, придумавший «мыслепреступление» и «Большого Брата», как выяснилось, бдительно следил за политическими взглядами своих современников — общественных и государственных деятелей, актеров, писателей, журналистов.
Фотографировал фотографии Дмитрий Намычкин