МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Новый Никонов

Новый Никонов

Редактор: family-values.ru

Галерея ГРОСart совместно с Государственным музеем А.С. Пушкина представит в Выставочных залах ГМП в Денежном переулке более 60 графических и живописных работ одного из старейших московских художников, Павла Федоровича Никонова, исполненных в самые последние годы и практически неизвестных ни широкому зрителю, ни профессионалам

Павел Фёдорович Никонов — советский и российский живописец и график, педагог; Академик РАХ (2000); Народный художник РФ (1994); лауреат Государственной премии РФ (2002), кавалер Ордена Почёта (2001).

Родился 30 мая в Москве 1930 года в семье репрессированного красного командира. В годы войны был в эвакуации с семьей в Зауралье. В 1950 году окончил Московскую среднюю художественную школу С 1950 по 1956 год учился в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова. С 1998 до 2006 год там же руководил мастерской станковой живописи. Вместе с братом Михаилом был членом группы «Девять». Один из основоположников «сурового стиля»*. Одна из знаменитых картин Павла Никонова — «Геологи» (1962), которая на выставке 30-летия МОСХа вызвала гнев Никиты Хрущёва, а позднее вошла во все отечественные хрестоматии.

П.Ф. Никонов. Питер. 2017. Холст, масло. 180х500

Лидирующая роль московского художника Павла Федоровича Никонова в отечественном искусстве второй половины ХХ столетия и активно вступившего в свои права века XXI сегодня не подлежит сомнению. Уже давно являясь живой легендой современной отечественной живописи, Павел Никонов мощно заявил о себе еще в начале 1960-х годов, став одним из корифеев «сурового стиля» наряду с Виктором Попковым, Николаем Андроновым, Таиром Салаховым и другими молодыми тогда мастерами. Внятно очерченные уверенной решительной кистью крупномасштабные фигуры героев его картин возникли в результате смелых путешествий в различные районы Сибири, где можно было вплотную приобщиться к тяжелому таежному быту. Но вскоре отойдя от модернизированной живописной фиксации суровых трудовых будней и овеянных романтической героикой революционных сцен, Никонов с начала 1970-х оказался всецело захвачен впечатлениями от жизни отдаленных волжских деревень и поселков (Алексино, Калязин, Волковойня), где с тех пор стал регулярно и подолгу бывать. Новая натура, где центральное место заняла сначала живая и относительно процветающая, а затем умирающая русская деревня с ее землей, небом, человеком, его трудом и досугом составила, по словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, особую «никоновскую вселенную», «великую, но страшную». К началу 1990-х годов, как заметила Ольга Мусакова, специалист в области современной живописи, научный сотрудник Русского музея, «долгий и мучительный период поисков закончился рождением “нового” Никонова». Чутко уловленная в реальности извечная драматургия взаимоотношений человека с природой, уделом которого положено вспахивать землю, способствовала заметному обновлению живописного и графического стиля художника, неуклонно набиравшего раскрепощенный экспрессивный накал формального языка и глубокий порой трагически звучащий философский подтекст. Сама стихия крестьянской жизни с ее бедами и праздниками словно «кричит» в беспокойных и могучих по энергетике картинах мастера единоборством мятущихся фигур и пространства, разломами и кренами строений, всполохами и ливнями небес. Подчас почти полуабстрактная пластика его композиций поражает завидной интенсивностью отраженного в них диалога с натурой, который в показанных на выставке работах последних лет, пожалуй, даже усиливается. А потому перед нами во всей полноте возникает феномен преисполненного созидательной страстью и лишенного малейшей творческой лени художника, неизменно предстающего как «Новый Никонов».

П.Ф. Никонов. Рыбаки на Волге. 2017. Холст, масло. 110х130

Место проведения выставки — Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина

Адрес — Денежный переулок 32 (проезд до станции метро «Смоленская»)

Режим работы выставки — с 21 декабря 2018 по 3 февраля 2019 года, кроме понедельника и последней пятницы месяца, с 10.00 до 18.00, по четвергам с 13.00 до 21.00

Кураторы выставки — Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина (Галерея «ГРОСарт»).

15 декабря 2018 г.
Комментарии