Выставка Сержа Лидо
Звезды мирового балета в объективе легендарного Сержа Лидо. 1930—1980-е годы
18 сентября 2019 — 17 ноября 2019
Мультимедиа Арт Музей
Москва, Остоженка, д.16
http://mamm-mdf.ru/
Редактор: family-values.ru
Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет выставку работ легендарного балетного фотографа Сержа Лидо (1906—1984) из коллекции Пьера Паоло Косса. За полвека карьеры Серж Лидо создал наиболее полный архив фотографий звезд мирового балета, среди которых были Ролан Пети, Нина Вырубова, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь, Милорад Мишкович, Алисия Маркова, Марго Фонтейн, Рудольф Нуреев, Морис Бежар, Марта Грэм, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и др., а также портретную галерею мировой художественной и интеллектуальной элиты, включающую фотографии Жана Кокто, Эдит Пиаф, Игоря Стравинского, Пабло Пикассо, Жана Марэ, Марии Каллас, Бриджит Бардо, Пьера Кардена и др. Серж Лидо печатался в крупнейших фотографических и модных журналах (кстати, псевдоним «Серж Лидо» Сергею Лидову посоветовал взять главный редактор VU Люсьен Вогель), издавал ежегодники La Danse («Танец»), Ballet («Балет») и выпустил 25 фотоальбомов, ставших настоящей энциклопедией мирового балета, попасть в которую было честью для лучших танцовщиков во всем мире.
«Танец оживает благодаря фотографиям и эстетической интуиции Лидо, друга великих художников. Редко встретишь среди французских звезд человека столь преданного миру искусства, и за это я непременно хочу воздать ему должное».
Пьер Карден, 1983 г.
Сергей Лидов оказался в Париже в возрасте 18 лет, получил образование политолога и начал работать в «Рокфеллер-банке». Его судьба могла бы сложиться иначе, если бы не встреча с Ирен Каминской. Она эмигрировала в Париж из Санкт-Петербурга, где занималась балетом под руководством примы-балерины Мариинского театра Ольги Преображенской. Закончив Сорбонну и получив степень бакалавра, Ирен начала работать журналистом, не забывая о своем главном увлечении жизни — балете. Однажды повстречав на улице свою учительницу, она стала помогать Преображенской в её известной на весь Париж студии. Ирен также поступила на работу в журнал VU («Взгляд»), где довольно быстро стала авторитетным бильд-редактором. В то время фотоиллюстрированный журнал VU располагал лучшей фотолабораторией, куда приходили проявлять свои снимки выдающиеся парижские фотографы: Брассай, Андре Кертеш и многие другие. Все они показывали свои работы Ирен Каминской и прислушивались к ее мнению. С Сергеем Лидовым, тогда еще молодым банковским служащим, ее познакомили общие друзья. Лидов с первого взгляда был покорен невероятно яркой и обаятельной Ирен, но ей показался скучным его род деятельности. По легенде, именно Ирен подарила Лидову первую фотокамеру Rolleiflex и предложила попробовать себя в качестве фотографа.
На рубеже 20—30-х годов Париж по праву являлся мировой культурной столицей, художественной лабораторией, центр которой располагался между Монмартром и Монпарнасом. Здесь творили представители знаменитой Парижской школы, находились резиденция художников «Улей» (La Ruche) и артистическое кафе «Клозери де Лила» (La Closerie des Lilas)... Здесь устраивались фантастические вечеринки и представления, зарождались и воплощались самые смелые художественные идеи.
Сергей Лидов бродил по городу со своим Rolleiflex в поисках оригинальных сюжетов, погружаясь в бурную артистическую жизнь Парижа. Первый же его фоторепортаж, возникший из серии фотографий танцовщиц канкана кабаре «Баль Табарен» (Le Bal Tabarin) среди виноградников Монмартра, привел в восторг Ирен Каминскую и главного редактора VU и был немедленно напечатан в журнале. Финансист Сергей Лидов стал фотографом Сержем Лидо, завоевав прочное место на парижском фотографическом олимпе, а Ирен Каминская стала его женой, советником и редактором всех будущих книг Лидо о балете.
В 1939 году Серж Лидо создал серию портретов Жана Кокто. Увидев ее, прославленный поэт, хорошо знакомый со звездными фотографами Парижа, в том числе с Ман Рэем и Эдвардом Штайхеном, посчитал съемку Лидо лучшей. Это послужило началом большой дружбы, которая продолжалась на протяжении всей жизни великого писателя. В 1947 году Кокто сказал о Серже: «... в фотоаппарате, висящем на шее у Лидо, бьется само его сердце.... Соединяя свою душу с объективом, он создает всевозможные формы, где движение вырывается из рук смерти». Кокто ввел Сержа Лидо в круг парижской интеллектуальной элиты, представители которой оценили талант фотографа и в дальнейшем с удовольствием принимали участие в его фотосессиях. Именно Жан Кокто, близко друживший с Сергеем Дягилевым, познакомил Лидо со звездами великой балетной труппы, после смерти Дягилева воссозданной под названием «Русский балет Монте-Карло» (Le Ballet Russe de Monte Carlo). Серж Лифарь, Борис Кохно, Антон Долин, Алисия Маркова, Бронислава Нижинская, Леонид Мясин и другие известные исполнители стали друзьями Сержа Лидо — многих он сопровождал и фотографировал на всем протяжении их пути в искусстве.
Практически полвека Ирен Лидова и Серж Лидо оказывали огромное влияние на contemporary-ballet, истоки которого восходили к Дягилевским сезонам. Начиная со второй половины 30-х годов Лидовы, занимавшиеся поддержкой молодых дарований, открыли миру множество новых имен. Среди них: Ролан Пети, Нина Вырубова, Милорад Мишкович, Эрик Брун, Рудольф Нуреев, Юрий Соловьев, Марта Грэм, Майя Плисецкая...
Ирен Лидова и Серж Лидо были причастны к рождению многих знаменитых балетных трупп. Еще в 40-е годы Ирен организовала серию представлений, прославивших Ролана Пети и Жанин Шарра, а затем совместно с Пети приняла участие в создании «Балета Елисейских полей» (Les Ballets des Champs-Elysées) — труппы, продолжившей авангардные традиции Сергея Дягилева, о которой вскоре заговорил весь Париж. Более 10 лет Ирен Лидова была пресс-секретарем легендарного балета маркиза де Куэваса (в состав которого когда-то вошел «Новый балет Монте-Карло» под управлением Сержа Лифаря), а Серж Лидо работал в качестве официального фотографа труппы. Именно в составе «Международного балета маркиза де Куэваса» Рудольф Нуреев первый раз выступал на Западе после своего нашумевшего бегства и просьбы предоставить политическое убежище.
В начале 60-х годов в Париже прошли гастроли Большого театра, которые, конечно, не обошли своим вниманием Серж и Ирен Лидовы, способствовав сотрудничеству главной звезды Большого — Майи Плисецкой — с Роланом Пети и Морисом Бежаром, а Пьер Карден, давний друг Сержа, стал страстным поклонником балерины.
За 45 лет фотографической карьеры Серж Лидо создал уникальную фотохронику светской и артистической жизни. Он присутствовал на премьерах культовых спектаклей и концертов по всему миру, делал фоторепортажи с репетиций, обладал привилегией проводить съемки в мастерских и грим-уборных, наблюдая своих героев в моменты отдыха и высочайшего сосредоточения. На снимках Лидо — парижские гастроли потрясающего индийского танцовщика Рама Гопала, выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича, популярного скрипача Иегуди Менухина, автора невероятного глэм-театра Линдси Кемпа, самых известных в Париже исполнителей танца буто — Ко Муробуши и Карлотты Икеда. Почти 40 лет Лидо был официальным фотографом Каннского кинофестиваля, а редакции боролись за его портреты звезд кино: Марлен Дитрих, Софи Лорен, Ива Монтана, Жана Габена, Марчелло Мастроянни, Анны Маньяни, Орсона Уэллса...
Представленные на выставке в МАММ фотографии сопровождаются подробными текстами Пьера Паоло Косса — знаменитого художника, режиссера и хореографа, влюбленного в фотографию и близко знакомого с Сержем Лидо и Ирен Лидовой. Благодаря их дружбе были не только созданы великолепные спектакли, но и собраны уникальные истории, которыми Пьер Паоло Косс щедро делится с московскими зрителями. Мультимедиа Арт Музей уже дважды показывал проекты Пьера Паоло Косса в Москве: в рамках «Фотобиеннале-2008» прошла выставка «Гибридизация», а в этом году на фестивале «Мода и стиль в фотографии» был представлен проект «Глэм-эстетика власти. Путешествие в Северную Корею».
Стратегический партнер музея: Mastercard
куратор: Пьер Паоло Косс