Выставка «ВСЕГО ЛИШЬ НАВСЕГДА» с 16 июля по 14 августа
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку фотографий путешествий Вениамина Голубицкого «Всего лишь навсегда». Маска фотографа обозначает социальную позу исследователя и наблюдателя. Путешествие — лучший способ собрать свою коллекцию наблюдений. Вениамин Голубицкий — фотограф, который путешествует. И его новая выставка — это карнавал, где перед нами проносятся дальние страны и ближние города. Европа, Америка, Азия, и — Москва.
ул. Остоженка, 16
Маска фотографа обозначает социальную позу исследователя и наблюдателя. Путешествие — лучший способ собрать свою коллекцию наблюдений. Вениамин Голубицкий — фотограф, который путешествует. И его новая выставка — это карнавал, где перед нами проносятся дальние страны и ближние города. Европа, Америка, Азия, и — Москва.
Культурная революция XXI века связана с распространением фотографии. Именно это увлечение — краеугольный камень в фундаменте культуры нового типа. Оно обозначает переход от человека читающего к человеку смотрящему. То есть на смену старому типу интеллигента, вдумчивого читателя и увлечённого писателя, пришёл новый тип интеллектуала, чьи интересы и амбиции связаны с визуальной сферой. Это тип внимательного зрителя и азартного «фиксатора». Человека, который стремится «поймать мгновение» для того, чтобы выразить себя.
Вениамин Голубицкий — один из авторов этой новой генерации. И его путь в искусство представляет собой пример творческой эволюции: от поэта — к фотографу, от коллекционера книг — к собирателю образов реальности. «Автор» — точное обозначение сочинителя нового типа, для которого не так важны средства, как цель. Потому что смена средства связана со сменой основного языка реальности. Важное слово — «взгляд». Если в России на закате XX века наиважнейшим способом его фиксации была литература, чтение и письмо, то в начале XXI века именно фотография принимает на себя роль основополагающего способа разговора с реальностью для нового образованного класса. Фотография стала наконец всеобщим языком (как обещал ещё на заре новой эры Анатолий Луначарский). Новая технологическая основа записи изображения — цифровая — привела к необыкновенному упрощению технических условий съёмки. А это означает, что старая — ремесленная — составляющая отошла на второй план. На первый выдвинулось в дение.
Вениамин Голубицкий часто снимает открытые пространства с верхней точки. В разных частях Земли он ищет точку зрения, с которой горизонт отодвигается от глаза, и мир расширяется в самом буквальном смысле этого слова. Фотографическое в дение автора находит опору в новом, расширенном восприятии пространства.
Расширение мира — ключевая фаза новейшей истории России. Фотография возвращается к своему истоку — восторженному переживанию пространства, которое было свойственно ранним фотофиксациям дальних стран, в середине XIX века. Там, где путешествие становится стилем жизни, возникает новый принцип — эйфорическая коллекция.
Коллекционирование пространств и ощущений требует своей дисциплины. Ведь фотография подарила миру всеобщий язык. Но личный визуальный дневник требует отчётливой и ясной записи. Сумма впечатлений, записанных фотографически, нуждается в своей композиции. Выставка в Мультимедиа Арт Музее предъявляет зрителю это пространство созерцания Вениамина Голубицкого. В момент открытия выставки автор представит гостям одноименную фотокнигу «Всего лишь навсегда», изданную екатеринбургским издательством «Автограф». Михаил Сидлин