МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

20 марта, 20 00. Четвёртый Ежегодный Фестиваль Экспериментального Звука

20 марта, 20 00. Четвёртый Ежегодный Фестиваль Экспериментального Звука

(неформальное посвящение Джону Кейджу)
Впервые в России, Маркус Попп выступит с лекцией-перфомансом «Oval — full circle. A round-trip report»
«Овал — завершённый круг. Циклический отчёт»
Впервые за всю историю современной музыки, мы не просим Маркуса Поппа играть. Один из самых выдающихся концептуалистов от электроники последних десятилетий будет говорить и лишь немного звучать.
ул. Петровка, 25 (ММСИ), кафе «Март», «Оранжерея» .
Вход: 600 руб.

Несколько месяцев назад Маркус Попп выступил на фестивале SKIF в Санкт-Петербурге, где попытался было собрать желающих на сцене и показать/рассказать, как он делает музыку. Но количество выбравшихся на сцену поклонников напугало организаторов и они инициативу музыканта пресекли. Попп очень любит давать интервью, рассуждать о своей и не только музыке, но ему редко дают слово.
Впервые за всю историю современной музыки, мы не просим Маркуса Поппа играть.
Один из самых выдающихся концептуалистов от электроники последних десятилетий будет говорить и лишь немного звучать.
«Трудно найти человека, столь сильно повлиявшего на развитие музыки в «нулевые», как немец Маркус Попп. Со своим проектом Oval, Маркус совершил революцию — он не только и не столько придумал и популяризировал новый музыкальный стиль, сколько полностью изменил мышление. До его прихода электроника развивалось главным образом по пути поиска совершенства (идеально ровный ритм, идеально чистый звук), Маркус же поднял на щит Ошибку. В его музыке главным стала cлучайность, несовершенство, неожиданно возникший артефакт. Именно он считается пионером глитча — жанра, построенного на «эффекте поцарапанного диска». Его композиции развиваются не плавно и поступательно, а строятся на череде резких и хаотичных смен ритма, его музыкальное полотно словно соткано из рваных фрагментов неправильной формы. «Новое мышление» породило армию последователей: вокруг глитча сформировалась масштабная сцена (достаточно вспомнить лейблы 12k и Mille Plateau), но влияние Маркуса вышло далеко за пределы круга экспериментаторов-подпольщиков. Его идеями увлекались такие люди, как Бьорк и Мэтью Херберт, да и нынешние властители умов Flying Lotus и Hudson Mohawke, по сути, выросли из его «сбойных симфоний».
Эволюция Oval была сложной и долгой. Поначалу Oval был полноценной группой, куда помимо Маркуса входили еще два музыканта, Себастьян Ошац и Франк Мецгер. Их первый альбом «Wohnton» сейчас окрестили бы индитроникой: это были меланхоличные поп-песни, чем-то напоминающие нынешних Notwist и Lali Puna, в аранжировках которых уже во всю просматривался тот самый глитч. Гитары и синтезаторы вдруг начинали щёлкать и заедать, а ритмические петли — хромать и запускаться заново не успев доиграть до конца. После выхода альбома «Systemisch» Себастьян и Франк покинули группу, и Маркус с головой погрузился в эксперименты, отбросив надоевшие песенные структуры. Маркус изощренно издевался над компакт-дисками, царапая их, рисуя на них фломастером и заклеивая изолентой. Полученный звук Попп записывал и, выбрав самые удачные фрагменты, собирал из них коллажи. Одним из «подопытных» дисков для него стал альбом Aphex Twin «Selected Ambient Works II».
Еще одной отличительной особенностью Oval стало использование компьютеров, которые в тот момент считались дурным тоном. Мол, компьютерный звук — для тех, у кого нет денег на синтезаторы. Маркус же доказал, что компьютер — самостоятельный инструмент с огромным потенциалом, просто требующий совершенно иного подхода. Маркус не только использовал максимум уже существующих программных средств, но и создавал собственные. Эталоном такого подхода стал альбом «Ovalprocess» — Попп сначала создал одноименную программу, а затем записал при её помощи альбом, не забыв приложить «софт» к CD-изданию.
Как и подобает авангардисту, известности у масс Oval не снискал, но пресса его буквально боготворила. Журнал The Wire поставил альбом «94 Diskont» (первый, записанный Маркусом в одиночку) на 5-е место в годовом топе, а Allmusic неожиданно выдал пятибалльную рецензию. В 2003-м, PitchforkMedia включил этот диск в список 50 лучших альбомов девяностых. Автор книги «Музпросвет» Андрей Горохов пошел еще дальше, называя Маркуса едва ли не главным новатором современной электроники. Не отставали и коллеги по цеху — ремиксы Маркусу заказывали Tortoise, Pizzicato Five и Ryuichi Sakamoto, а Bjork даже засемплировала трек «Aero Deck» в песне «Unison» с альбома «Vespertine».
В 2010 году Маркус выпустил альбом «O», с которым посетил Москву — это его первая сольная запись после девятилетнего перерыва. Сохранив верность авангардному саунд-дизайну, Маркус на этот раз заметно разбавил звучание акустическими элементами. На пластинке слышны живые барабанные петли и акустическая гитара, привычно препарированные и нарезанные мелкими неровными кусками. Пластинка чем-то напоминает последний альбом Autechre — с одной стороны, налицо эксперимент и почти фри-джазовая свобода от правил, с другой — за экспериментальной формой отчетливо видны традиционные гармонии и даже мелодика. О том, что для Маркуса, всегда опережавшего время, сейчас, похоже, настал момент славы, красноречиво свидетельствует простой факт. Пластинка «Oh», предварявшая выход альбома, успела распродаться до того, как в магазины попали первые экземпляры — весь тираж «улетел» по предзаказам.
В конце 2011-го Попп выпустил крайний на сегодняшний день диск OvalDNA, с которым так же распространяется усовершенствованное программное обеспечение изготовленное на базе «Ovalproccess». С этим диском Маркус продолжил очеловечивание своей музыки. Хотя звучит во многом как ранние работы, она по-прежнему так же увлекательна и, пожалуй, останется классикой на веки.«
Текст: Сергей Касич, Егор Гусев, Ник Завриев

План лекции:
Intro:
Electronic music productivity today
I. 1993 — the early days: Music as an observation Generative process instead of music with a capital «M» Geeks only — My Studio Setup for «Systemisch» and «94diskont.» The «political» agenda behind Oval
II. 2001 — The Oval Process Software: A critical review Ovalprocess live demo: concepts, features, interface Why Software Authoring? Motivations Ovalprocess in retrospect: Lessons learned
III. 2010 — «O» and «O»: Reinventing Oval
Conceptual, technical and aesthetic goals The four different track types on «O(h)» Postmortem: What went right? What went wrong?
IV. 2011 — OvalDNA: make music available Remastering the «lost» 2007 Oval Album 2000+ free Oval sound files: Is that already «open source»? OvalDNA software live demo: Ovalprocess 2.0
V. Discussion: Transitions — the Oval agenda then and now Uncomfortable truths and open

17 марта 2012 г.
Комментарии