Цикл лекций «Музеи архитектуры в мире»
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25
21 мая 2013 в 18.00, флигель «Руина»
Петер Шмаль
«Mузей как посредник между архитекторами и обществом»
Темы лекции: основные направления работы музеев архитектуры в Восточной Европе; взаимодействие архитекторов и общества с помощью музея архитектуры DAM; роль музея архитектуры в национальном и международном контексте; развитие и будущее музеев архитектуры на примере музея DAM.
Организация Немецкого музея архитектуры во Франкфурте было задумано и обсуждалось специалистами еще в начале прошлого века. Но две мировые войны последовательно срывали планы его открытия. Усилиями искусствоведа и основателя Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ Генриха Клотца в 1977 году городские власти Франкфурта подписали декларацию о намерении основать музей архитектуры. В 1984г. после долгой подготовительной работы, музей открылся на вилле начала XX века на берегу Майна. Реновацией исторического здания занимался Освальд Матиас Унгерс, окруживший здание стеклянной галереей и построивший интерьеры по принципу «белого куба». Постоянная экспозиция «От хижины до небоскреба» рассказывает историю развития архитектуры от каменного века до современности. В собрании музея порядка 200 тысяч архитектурных планов, чертежей и рисунков, более 1000 моделей и экспонирующаяся в отдельном здании неподалеку коллекция мебели и живописи. В собрании графики главный акцент сделан на работах мастеров ХХ и ХХI века, включая Миса ван дер Роэ, Эрнста Мая, Ханса Пельцига, Альдо Росси, Рема Колхаса, Фрэнка Гэри, Нормана Фостера и Заху Хадид. Музею DAM также удалось получить в свою коллекцию ряд архивов таких мастеров, как Ханс Мейер и Марк Стам.
Петер Шмаль / Peter Cachola Schmal
Директор Немецкого музея архитектуры DAM во Франкфурте, с 2006 года; куратор, DAM с 2000 года. Читал курсы дизайна и строительства во Франкфурте и Дармштадте, работал в качестве архитектора в1989-1993 годах.
Выступал в качестве члена жюри следующих архитектурных премий: премия Европейского союза в области современной архитектуры — Мис ван дер Роэ, премия Европейской архитектурной фотографии, Европейская премия общественного пространства, Лучшие дома в Германии, Международная книжная премия в области архитектуры и Международной премии в области высотного строительства. Является организатором премии музея DAM — архитектурная премия Германии.
27 мая 2013 в 19.00, флигель «Руина»
Филипп Освальт
«Баухаус Дессау. Когда авангард становится наследием»
Темы лекции: о различных типов архитектурных музеев и архивов мира на примере деятельности Баухаус Дессау: прошлое, настоящее и будущее; роль музея в немецкой культурной политике, как меняется эта роль в XXI веке; концепция развития, основные программы и проекты.
Музей представляет историю всего одной, но чрезвычайно важной для истории архитектуры школы Баухаус. Высшая школа строительства и художественного конструирования (Staatliches Bauhaus) просуществовала недолго, с 1919 по 1933 год, но из нее, по сути, выросла вся архитектура и дизайн XX–XXI веков. Музей и архив были открыты для публики в 1960 году в Дармштадте, собрав документы, после закрытия школы разлетевшиеся по всему миру. В 1971 году институция переехала в Берлин, а в 1979-м в западной части города для нее построили специальное здание по проекту одного из учредителей школы, Вальтера Гропиуса. Постоянная экспозиция посвящена ключевым именам в истории Баухауса: художникам Василию Кандинскому, Паулю Клее, Иоганнесу Иттену, архитекторам Вальтеру Гропиусу, Марселю Брейеру, Ханнесу Майеру, Людвигу Мису ван дер Роэ, Хитту Пинхасу. Кроме рисунков, чертежей, макетов и документов она включает образцы продукции всех мастерских Баухауса: мебель, керамику, лучшие в мире архитектурные коллекции, серебро, фотографии, созданные как знаменитыми преподавателями, так и учениками школы.
Материалы по истории музея предоставлены журналом «Салон недвижимости»
Филипп Освальт / Philipp Oswalt
Архитектор, директор Фонда Баухаус Дессау. С 1988 по 1994 год был редактором архитектурного журнала Arch +. В 1996-1997 гг. работал в ОМА (Office for Metropolitan Architecture) Рема Колхааса в Роттердаме. С 2006 года является профессором теории архитектуры и дизайна в Кассельском университете. В 1998 году Филипп Освальт стал победителем конкурса на лучший проект мемориального комплекса на месте бывшего женского концентрационного лагеря в Равенсбрюке. В 2006 году занял второе место в конкурсе на лучший проект реконструкции квартала « Schlossareal» в центре Берлина. С 2002 года — главный куратор международного исследовательского и выставочного проекта «Убывающие города», осуществляемого Федеральным культурным фондом Германии.
29 мая 2013 в 19.00, флигель «Руина»
Сергей Чобан
«От рисунка к зданию. Музей архитектурной графики в Берлине»
Создание новых архитектурных объектов или реконструкция уже существующих в условиях сложившейся городской среды требует от архитектора особой чувствительности к характеру окружающей застройки, благодаря которой создаваемая форма или пространство сможет органично вписаться в исторически сложившуюся ткань и гармонично дополнить ее актуальным звучанием. В этом плане проектирование и реконструкция музейных зданий накладывает на архитектора дополнительную ответственность, поскольку сам объект, воплощающий в себе культурную функцию, должен служить примером корректного обращения с контекстом. Опыт проектирования здания Музея архитектурного рисунка в Берлине дает возможность проследить и проанализировать путь от рождения образа, берущего свое начало из специфики самого музея и особенностей участка, до его реализации.
Новый музей предназначен для размещения уникальной коллекции рисунков и акварелей западноевропейских архитекторов, живописцев и рисовальщиков XVIII — первой половины XIX века, которую на протяжении многих лет собирает Сергей Чобан. В 2009 году он основал специальный Фонд, главной задачей которого стала популяризация этого вида искусства и демонстрация его актуальности для развития современной архитектурной эстетики. За три года Фонд провел несколько выставок в разных странах мира, в том числе в Германии и России. Для того, чтобы перевести выставочную деятельность Фонда на постоянную основу и сделать собранную коллекцию достоянием широкой общественности, Сергей Чобан вместе со своим партнером Сергеем Кузнецовым решили построить единственный в мире Музей архитектурной графики. Ситуация тем более уникальная, что владелец коллекции сам проектирует комплекс для ее экспонирования, — но с другой, представляется едва ли не наиболее логичной и правильной, ведь кто, как не архитектор, собирающий архитектурную графику, лучше всего представляет себе, каким должно быть идеальное пространство для ее показа.
Материалы с сайта — http://archi.ru/russia/news_current.html?nid=39325
Сергей Чобан, основатель Фонда Чобана (Музей архитектурной графики, Берлин).
Бюро SPEECH Чобан & Кузнецов было создано в 2006 году. На сегодняшний день портфолио насчитывает свыше 50 проектов и построек в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, а также стран СНГ и Евросоюза.
Здания и проекты SPEECH Чобан & Кузнецов отличает особое внимание к качеству архитектуры, распространяющееся на весь комплекс проектных задач: от градостроительной концепции до дизайна предметов интерьера. Постройки бюро, такие как: офисное здание на Ленинском проспекте, жилой дом «Гранатный, 6», Жилой квартал «Грюнвальд», Дворец водных видов спорта в Казани, Музей архитектурного рисунка в Берлина; задают новые стандарты проектных и строительных решений.
Проектную практику бюро SPEECH Чобан & Кузнецов естественным образом продолжают выставочная и лекционная деятельность. Дважды, в 2010 и в 2012 году, руководители бюро курировали экспозицию российского павильона на Венецианских архитектурных Биеннале. Последняя экспозиция получила специальный приз жюри Биеннале.
Вход свободный по регистрации на https://docs.google.com/forms/d/1u_4n_GAw_dCB5aS-vFS8BSc3RMkdUmJhY5xgpYEoB7c/viewform