МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

XIII «Медиа Форум» 34 Московского Международного Кинофестиваля

XIII «Медиа Форум» 34 Московского Международного Кинофестиваля

Тема 2012 года: «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» 23 июня по 19 августа Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» (ул. Кузнецкий мост, д.21\5, вход с улицы Большая Лубянка) Клуб ARTPLAY (Нижняя Сыромятническая ул., 10, стр. 9, вход «С»)

Благодаря Голливуду сегодня во всем мире утвердилась модель игрово-го фильма на повествовательной основе продолжительностью пример-но два-три часа. Именно такая ситуация кинопросмотра является для нас привычной, но ею кино вовсе не исчерпывается. Художники и режис-серы-авангардисты на протяжении всего ХХ века мечтали о совсем дру-гом кинематографе: тактильном — который можно потрогать, интерак-тивном — в котором участвует зритель, полиэкранном или о кинопро-смотре как о медитативной практике. На самом деле такие киноработы тоже создаются и оказываются не менее интересными, чем блокбасте-ры, просто мы почти ничего о них не знаем, не можем посмотреть или потрогать.

«Медиа Форум» — это программа «Московского кинофестиваля», созданная как раз для того, чтобы расширить привычные границы кинематографа, по-казать, что он может быть разным не только по содержанию или по художест-венному построению текста, но и с точки зрения формы, технологии созда-ния, ситуации смотрения. Язык, на котором «Медиа Форум» говорит со своими зрителями, принадлежит одновременно и кинематографическому, и художественному началу, обогащая их в равной степени.

В начале ХХ века кинематограф как пространство эксперимента был предме-том интереса как пионеров киноавангарда (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вер-тов, Ханс Рихтер), так и художников-авангардистов (Марсель Дюшан, Миха-ил Матюшин, Казимир Малевич). Потом, когда сама киноиндустрия уже не хотела изобретать никакие новые формы и технологии, а только продавать коммерчески наиболее оправданный продукт, эту инициативу подхватили ху-дожники. Нам Джун Пайк работал с кинообразом как с объектом медитации, Сальвадор Дали придумал, что показ киноработы должен сопровождаться тактильными ощущениями, комментирующими экранное действо. Кинофор-мы трансформировали и изобретали крупнейшие художники современности. В тот момент, когда в постструктуралистской философии и литературе поя-вилась идея разрушения единой повествовательной структуры произведения, родилось и нелинейное по структуре кино, и различные формы интерактив-ной работы со зрителем. Сегодня новые технологии интернет-дистрибуции, просмотра фильмов с экранов планшетов и через YouTube вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Изменившаяся структура зрительского восприятия наконец сделала актуальным и коммерче-ски востребованным то, что еще сто лет назад предлагали художники и пио-неры кинематографа. Современные классики Питер Гринуэй и Дэвид Линч провозглашают изменение структуры кинематографа. Всё это требует осмыс-ления и в исторической перспективе, и с точки зрения современных реалий. Более того, все эти актуальные новшества требуют подготовленной и осве-домленной публики. Эта задача и стала основной для организаторов «Медиа Форума».

Центральное событие нынешнего «Медиа Форума» — выставка «Погруже-ния. В сторону тактильного кинематографа» — состоит из нескольких разде-лов, каждый из которых относится к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем. Первый «Чистое кино» — отклик на «чистое искусст-во» — предполагает работу с экраном как с холстом, фактически рассматривая кинематограф как апофеоз живописи. В нем представлены Казимир Мале-вич, Михаил Матюшин, Нaм Джун Пайк, Кен Джейкобс, Пол Клипсон, Ганс Рихтер, Константин Аджер, Олег и Ольга Пономаревы.

Второй раздел «Монтаж аттракционов» отталкивается от идеи «4D-кино», впервые предложенной еще Сергеем Эйзенштейном, и следует за его про-должателями (Пиа Тикка, Герц Франк, Алексей Исаев и Елена Горбачева).

Третья часть «Тактильный кинематограф» рассказывает о существовании фильмов, которые «можно смотреть руками», начиная с задумок Сальвадора Дали, который, работая с Луисом Бонюэлем, совсем по-другому представлял себе реализацию фильма «Андалузский пес» и до «хватательного смотрения» Петера Вайбеля и Вали Экспорт (кроме них на выставке работы группы ТО-ТАРТ, Валерия Айзенберга, Константина Семина, Екатерины Павловой).

Четвертый раздел исследует идею «Машиновидения» Вуди и Штейны Васю-лок — устройства, которое может заменить и режиссера, и зрителя, предло-жив вместо индивидуального и неточного человеческого зрения объективный взгляд самой камеры (также Кен Джейкобс, Дина Караман, Александра Куз-нецова).

«Интерактивный кинематограф», который разворачивается при участии зри-теля, — это пятый раздел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчин-ского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Барда, Марка Америки и Ольги Киселевой.

Художники и режиссеры-авангардисты рассматривали кинематограф, в пер-вую очередь, как инструмент познания мира. Идея «искусства движущихся образов» как мировоззренческой деятельности, в которую равно вовлечены и автор, и зритель произведения стала главной в кураторском подходе к мате-риалу.

Экспозиция в Фонде «Екатерина» продолжает проект «Расширенный кинема-тограф», начатый в 2011 году. Тогда на двух московских площадках — в ЦСИ «Гараж» и в Московском музее современного искусства — состоялась первая выставка, представившая новейшие произведения, расширяющие террито-рию кинематографического. В 2012 году задача более фундаментальная — проследить эти процессы от идей и разработок классиков, стоявших у исто-ков как современного кино, так и современного искусства, и до нынешних молодых художников, которые предлагают свои варианты интерактивного, нелинейного или осязательного кино.

Помимо выставки в программе «Медиа Форума» 2012 года мастер-классы, лекции и семинары художников, которые состоятся как в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», так и в Центре дизайна ARTPLAY. Крис Хейлс, Борис Дебакер, Перри Бард расскажут не только историю и теорию ин-терактивного, тактильного, хаптического кинематографа, но и познако-мят аудиторию с технологиями и приемами работы в этом пространстве, будут руководить самостоятельными творческими проектами тех, кто захочет участвовать в их занятиях. Также посетители Медиа Форума смогут увидеть программы лучших международных фестивалей «Media festivals: let’s rock!» (куратор — Елена Румянцева) в клубе ARTPLAY

Программа Медиа Форума ММКФ

22 июня 2012

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» 19.00 — Открытие выставки «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» Куратор выставки — Ольга Шишко, арт-директор «Медиа Форума» ММКФ

23 июня 2012

Клуб ARTPLAY 10.00 — 17.00 — Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Велико-британия) Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» 18.00 — Образовательная дискуссия (экскурсия по экспозиции с куратором, а также творческие встречи со специальными гостями и участниками выставки — Перри Бард, Крисом Хейлсом, Борисом Дебакером, Валерием Айзенбергом)

24 июня 2012

Клуб ARTPLAY 10.00 — 17.00 — Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Велико-британия) 18.00 − 20.00 — Лекция «Кинематографический опыт — переосмысление» Бориса Де-бакера (Нидерланды) 20.00 — показ программы Media festivals: let’s rock! Куратор программы — Елена Румян-цева. Лучшие работы Oslo screen festival (Норвегия), молодого российского фестива-ля «Сейчас и потом», а также нидерландского Impakt в клубном формате

25 июня 2012

Клуб ARTPLAY 10.00 — 17.00 — Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Велико-британия) 18.00 — 22.00 — Мастер-класс «Человек с киноаппаратом: Глобальный ремейк» Перри Бард (США) 22.00 — Показ программы Media festivals: let’s rock! Культовый испанский фестиваль LOOP в Москве

26 июня 2012

Клуб ARTPLAY 10.00 — 20.00 — Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Велико-британия)

20.00 — Показ программы Media festivals: let’s rock! Самые интересные работы авст-рийской премии PRIX Ars Electronica, японского фестиваля Japan media arts и нидер-ландского GOGBOT.

27 июня 2012

Клуб ARTPLAY 10.00 — 17.00 — Мастер-класс «Интерактивный кинематограф» Криса Хейлса (Велико-британия) 20.00 — Закрытие Медиа Форума ММКФ, презентация работ, созданных в рамках мас-тер-класса Криса Хейлса в формате live interactive performance

На все мероприятия «Медиа Форума» требуется регистрация — http://mediaartlab.timepad.ru/

Подробная информация на сайте: http://mediaforum.mediaartlab.ru/

Организаторы выставки: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», «МедиаФест»
Соорганизатор образовательной программы: Московская Школа Нового Кино
Партнеры проекта: Британский совет, Фонд Мондриана, Центр дизайна ARTPLAY, Музей Кино, Центр Жоржа Помпиду

19 июня 2012 г.
Комментарии