МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Актер Петр Репнин — ТОТ САМЫЙ МУЛЯ

Актер Петр Репнин — ТОТ САМЫЙ МУЛЯ

Специально для ФЦ — писатель, журналист Сергей Капков Забытые имена.

       После премьеры комедии «Подкидыш» Петру Петровичу Репнину нельзя было пройти по улице незамеченным. За ним непременно увязывалась толпа мальчишек, а девушки-поклонницы томно шептали ему «Му-у-уля...» Малолетняя дочурка актёра не понимала такого ажиотажа вокруг отца. Пётр Петрович не водил её в кино, и Оленька искренне удивлялась, почему папу называют каким-то странным, дурацким именем. Она даже стала бояться ходить куда-нибудь вместе с ним. Но со временем ажиотаж несколько поутих, Мулю подзабыли, и когда в троллейбус у «Мосфильма» медленно взбирался пожилой, грузный человек в очках, беретке и с тросточкой, пассажиры в недоумении перешептывались: «Кто это?» — «По-моему, артист!» — «Да-да, артист! Но где же я его видел?» Какие-то неуловимые, но очень родные чёрточки в лице этого человека не оставляли в покое его спутников, и, наконец, кто-то не выдерживал и подходил: «Простите, где мы могли вас видеть?»

 

       Пётр Репнин родился в Петербурге в 1894 году в мещанской семье. Его отец был известным в городе фотографом, мать занималась воспитанием детей — дочери и двух сыновей. С юных лет Пётр увлёкся рисованием, но играть больше всего любил «в театр». Его увлечение переросло в деятельное участие в школьных спектаклях, причём не только в качестве актёра, но и декоратора и даже портного. Первой значительной ролью Репнина стала госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина. В те же годы мальчишки не вылезали из кино — посещали модные тогда «Тиоскоп», «Синематограф», «Иллюзион». Повзрослев, получив образование, поработав в конторе Сормовских заводов и вдоволь наигравшись в самодеятельности, Пётр твёрдо решил посвятить себя театру. Причём, режиссёрская профессия увлекла его больше, поэтому после революции Пётр Репнин переехал в Москву и поступил на курсы под названием «Мастерская сценических постановок», которыми руководил Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд влюбился в Репнина. Он старался не отпускать его от себя ни на шаг, хотя Репнин частенько перебегал из одной труппы в другую. Однако Мастер шёл даже на то, чтобы позволять своему ученику совмещать работу у него с халтурой на стороне. Со временем Пётр Петрович стал поистине правой рукой Мейерхольда. Когда Всеволод Эмильевич организовал Театр революции, то доверил Репнину сразу две самостоятельные постановки. И всё же ученик покинул своего учителя. Его увлекла и закружила стихия кино. Мейерхольд послал ему вдогонку письмо: «Пётр Петрович, если Вам будет плохо — приходите. Я всегда Вас жду...»

 

       Итак, кино. Дебютировав в двух не слишком удачных картинах, Репнин сам пишет сценарий фильма «Гонка за самогонкой» и снимается в главной роли. Его герой, Сенька-подмастерье, был весьма эксцентричным, по ходу дела претерпевал немало видоизменений, менял грим, костюмы — в общем, проделывал всё то, о чём мечтал юный Петя будучи зрителем американских головокружительных кинокомедий. Эта роль прославила Репнина как комического актёра, мастера эксцентрики и перевоплощения. Так и стали его использовать в дальнейшем. В 20-30-е годы он снялся в таких популярных фильмах, как  «На верном следу», «Когда пробуждаются мёртвые», «Ухабы», «Пышка», «Вражьи тропы», «Зори Парижа», «Девушка с характером». Вскоре за ним закрепляется новое амплуа — так называемого бытового актёра. Положительных героев Репнин перестал играть вообще, и из фильма в фильм потянулась вереница стяжателей, интеллигентных воров, хапуг, бюрократов, подленьких священников и брюхатых инквизиторов. Славу Репнина закрепила роль многострадального Мули в «Подкидыше».

 

       Актёр отнёсся к новому витку своей славы прохладно. Он уже слегка подустал от всей этой суеты, поклонниц, ему уже было много лет, и на руках у актёра была годовалая дочка Оля. Растил и воспитывал её он один. Петр Петрович не был официально женат, и детей до этого у него тоже не было. Когда родилась Оленька, актёру исполнилось 44 года. 

       Рождение дочери круто изменило его жизнь. Доселе он от детей только уставал. «Дядя Петя, ты меня любишь?» — спрашивал его озорной и шумный племянник. «Вдребезги!» — отвечал добрый дядя Петя, и мальчонка понимал, что лучше держаться от него подальше. Теперь же на его руках оказался маленький, беленький комочек, который стал для пожилого актёра и дочкой и внучкой одновременно. В этом комочке сконцентрировались весь мир, вся жизнь, все помыслы. Он стал жить только для ребёнка. Когда к Петру Петровичу приехала его бездетная сестра Мария и попросила отдать Оленьку ей, он даже вспылил: «Ни за что! Вы — женщины — глупые, вы не воспитаете моего ребёнка как надо, а только испортите его!» Пётр Петрович взял няню, к подбору которой подошёл тоже весьма серьёзно.

       После «Подкидыша» Репнин снимался всё реже. Он уже почти не работал в театре и мог бы совсем зачахнуть. Но теперь всё своё внимание он переключил на дочь. Каждый месяц Пётр Петрович устраивал дни рождения Оленьки и собирал актёров-собутыльников. В прихожей вывешивался плакат «У кого страшная рожа — к кроватке не подходить!» По вечерам он пел любимую песенку малышки — куплеты водовоза: 

«Удивительный вопрос - 

Почему я водовоз? 

Потому что без воды 

И ни туды, и ни сюды...»

 

       В конце 1941 года в Москве началась паника. Все, кто могли, бежали. Репнин принял решение оставаться в столице. Он только что снялся в самом первом «Боевом киносборнике» в роли Гитлера, и ему говорили: «Пётр Петрович, вам первому висеть!» Актёр на это не обращал внимания. Он выезжал с концертными бригадами под Москву, играл скетчи, писал репризы, изредка снимался. Война сильно отразилась на его здоровье. Он страшно похудел, стал чаще болеть. А потом, когда жизнь более-менее наладилась, Репнин вновь стал искать работу. После долгих скитаний пришёл в Театр-студию киноактёра и вскоре уехал с частью труппы в Германию, в знаменитый Театр советских войск. Там он чувствовал себя великолепно. Так как Пётр Петрович немного знал немецкий язык, он с удовольствием ходил по магазинам, свободно общался с местными жителями, но артист не учёл одного — в труппе было полно осведомителей. А так как он никогда не отказывался от рюмки, то сболтнуть мог что угодно. Во всяком случае, это кого-то насторожило, и через год руководитель театра Николай Плотников с Репниным распрощался.

 

       Пётр Петрович вернулся в Москву и продолжил работать в Театре-студии киноактёра. Играл он немного, преимущественно в водевилях. Коллеги его очень любили, вокруг него всегда слышался смех. Если молодёжь собиралась в какую-нибудь поездку или просто организовывала пикник, в компанию всегда звали двух стариков — Репнина и Татьяну Семёновну Барышеву (которая в «Подкидыше» играла соседку Плятта). С ними было по-домашнему тепло и уютно.

       В 1955 году Пётр Репнин вышел на пенсию. Он оставил театр и продолжал сниматься в эпизодах в кино. Самым известным и популярным из его последних фильмов стала «Кавказская пленница», где он сыграл главврача психиатрической больницы. Эпизод небольшой и очень смешной. «Я вам вот что скажу, — решительно заявляет Шурик. — Саахов и украл эту невесту!» «Точно, украл, — обнадёживающе подхватывает врач. — И в землю закопал, и надпись написал!» К сожалению, больше ничего достойного кинематограф не смог предложить замечательному актёру. Не получил он и никаких почётных званий. Да и в отдельную квартиру Пётр Петрович въехал в 69 лет. Почти всю жизнь прожил в коммуналке с 57-ю соседями. Друзья долго уговаривали Репнина похлопотать о квартире. Он отмахивался, говорил, что никогда не входил ни в один кабинет, никаких начальников не знает и не любит и может обойтись без них и дальше. Наконец, коллеги по озвучанию стали заставлять Петра Петровича написать письмо Брежневу, который любил актёров и покровительствовал им. Тем более, что «кино про Мулю» он обожал. И лишь когда взрослая дочь, которой как-то надо было налаживать и свою жизнь, активно поддержала эту идею, Репнин сел за письмо. Леонид Ильич действительно любил актёров. Поэтому ордер на новую квартиру не заставил себя долго ждать. Вскоре Репнины въехали в малюсенькую квартирку в одном из Мосфильмовских переулков. Но, как потом выяснилось, и здесь их обманули. Вместо двух комнат кто-то из местного начальства подсунул им одну. Надо было быстрее идти разбираться, но на это уже Пётр Петрович не пошёл ни за что.

 

       В новой квартире Репнин прожил всего семь лет. Он по-прежнему любил компании, по-прежнему любил рисовать, никогда не отказывался от съёмок. Он жил полной жизнью, насколько позволяли возраст и здоровье. Единственное, что было ему чуждо — одиночество. Когда Ольга вышла замуж, она очень боялась оставлять отца одного. Слишком сильной была их привязанность друг к другу. Но Пётр Петрович настоял на том, чтобы дочь устраивала своё личное счастье как положено и о нём не беспокоилась. Оставшись в квартире один, вскоре он умер.

 

       Ольга Петровна Репнина всю жизнь проработала на телевидении. По настоянию Ивана Александровича Пырьева она освоила профессию монтажёра и вскоре встала у истоков творческого объединения «Экран». Монтировала телевизионные фильмы и передачи. Она бережно хранит память об отце, бережёт его фотографии, письма, рисунки, документы. Это самое дорогое, что у неё есть.

 

Пётр Петрович Репнин родился в Петербурге 18 сентября 1894 года. 

  Умер в Москве  1 июля 1970 года в возрасте 75 лет. 

Роли в кино

1925 — Даёшь радио!

1926 — Эх, яблочко!

1926 — Мисс Менд — бандит

1928 — Белый орёл

1928 — Капитанская дочка — гвардии сержант

1929 — Живой труп

1930 — Прорыв на заводе

1930 — Ликвидация прорыва на заводе «Манометр»

1934 — Пышка

1936 — Застава у чёртова брода

1936 — Зори Парижа — служитель церкви, эпизод

1939 — Девушка с характером — Цветков, директор фабрики патефонных пластинок

1939 — Подкидыш — Муля

1940 — Шуми, городок — Сидоров Александр Павлович

1941 — Боевой киносборник № 1 — Гитлер

1941 — Парень из Тайги

1946 — Белый клык — Золотоискатель

1956 — Моя дочь

1956 — На подмостках сцены — Налимов, сотрудник театра

1956 — Девочка и крокодил

1956 — Урок истории — посетитель в ресторане «Господин Мюллер, а имя фюрера там не было упомянуто?"(нет в титрах)

1958 — Атаман Кодр — Губернатор

1959 — Верные сердца

1960 — Испытательный срок — хозяин комиссионного магазина

1961 — Вольный ветер — комиссар полиции

1962 — Я купил папу — роль покупателя (в очереди в кассу) в магазине

1962 — Цепная реакция — Кадецкий

1962 — Без страха и упрёка — пенсионер с собачкой

1963 — Слепая птица — попутчик

1964 — Сокровища республики — Куроедов, старый таможенный инспектор

1966 — Королевская регата — член учёного совета

1967 — В горах моё сердце

1967 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — главврач психбольницы

1968 — Щит и меч — хозяин ресторана

1970 — Встряска — художник иконописной мастерской

 

 

13 ноября 2011 г.
Комментарии