Частные коллекции — Рижский художественный фарфор
Людмила Неймышева
За последние двадцать лет в коллекционировании предметов искусства произошли существенные изменения. Сегодня коллекционеры, имеющие достаточный финансовый потенциал, подходят к коллекционированию как к творческому самовыражению, выбирая для себя ту тему, которая им наиболее близка и интересна. Современные частные собрания формируются и декларируются их владельцами как осознанная миссия — не только приобретать и хранить предметы искусства, получая эстетическое наслаждение, но и открывать неизвестные или полузабытые явления искусства, изучать их и издавать каталоги своих коллекций, делая тем самым более богатой и разнообразной общую картину развития искусства. В 21 веке, когда возможности государственных музеев сокращаются, возрастает значение личных коллекций, нередко выступающих в новом качестве хранителей национального художественного наследия.
В 2009 году появилось издание «Riga Art Ceramics» — альбом-каталог коллекции Шабтая фон Калмановича1, выпущенный коллекционером малым тиражом и предназначенный для личного пользования. Это событие сразу привлекло внимание специалистов и определенного круга заинтересованных лиц и ознаменовало начало нового этапа в изучении и популяризации этой области латышского декоративного искусства. Ш.фон Калманович был опытным коллекционером, владельцем одной из богатейших коллекций русского фарфора, часто бывал в Латвии и заинтересовался сначала изделиями рижской фабрики Кузнецова, а затем и уникальным художественным фарфором, создававшимся в Риге в период между двумя войнами. С 2006 по 2009 год была собрана коллекция, насчитывающая более 100 предметов и охватывающая широкий спектр — от таких шедевров как тарелка А.Бельцовой «Африка» с маркой мастерской «Балтарс» до серийной продукции А/О Кузнецов и авторских работ латышских художников 1940-1960 годов. Некоторые предметы из коллекции проливают свет на почти не изученные страницы истории, например, процесс обучения участников студии «Балтарс»2 или неизвестный эпизод из биографии выдающегося художника Ленинградского фарфорового завода имени М.Ломоносова Алексея Воробьевского3.
Рижские коллекционеры во все времена ценили художественный фарфор, выполненный по эскизам прекрасных латышских художников — Р.Суты, С.Видберга, А.Бельцовой, Н.Струнке, В.Васариньша и др. В 1979 году, когда в Художественном музее состоялась выставка фарфора мастерской «Балтарс, на ней экспонировалось 69 наименований, из них больше половины (37) из частных собраний. Среди владельцев были семьи художников — Мэрия Гринберга, Татьяна Сута, Джемма Скулме, Юргис Скулме, Лео Свемпс, а также известные коллекционеры того времени — М.Заурс Я.Рибакс, Л.Брауэрс и др. Впоследствии многие из экспонатов этой выставки попали в музейную коллекцию. В 21 веке на смену поредевшим или уже не существующим старым коллекциям пришли новые собрания, владельцы которых видят свою роль в обществе гораздо шире, а по условиям хранения, изучению, систематизации и экспонированию эти коллекции приближаются к музейным. Сегодня в Латвии имеется несколько серьезных личных собраний, а некоторые по сути являются частными музеями. Латвийский Национальный художественный музей активно сотрудничает с такими коллекционерами и мецентатами как Янис Зузанс, Андрис Клявиньш, Гунтис Белевич, и др.
Увлеченности подлинного коллекционера и азарту собирательства всегда сопутствует глубокое изучение темы — жизни и творчества художников, общей картины искусства конкретного периода, того, как они представлены в музейных коллекциях, как часто становятся объектом художественного рынка. Без этого интереса и знаний невозможно собрать по-настоящему хорошую коллекцию.
В наше насыщенное информацией время идеи «носятся в воздухе», и часто собранная кем-то коллекция становится катализатором для появления новых. Так случилось и с коллекционированием уникального Рижского художественного фарфора. Вслед за Ш. фон Калмановичем эта тема заинтересовала известного коллекционера русской живописи начала 20 века и русского фарфора Петра Авена4. Сегодня в коллекции Петра Авена уже около двухсот предметов, в том числе более 20 работ художников мастерской «Балтарс», и поиск новых вещей продолжается. Для П.О.Авена, имеющего латышские корни, принципиально важно не только собрать художественно качественную коллекцию, но и хранить и показывать её на земле, где были созданы эти замечательные произведения искусства.
1 Шабтай фон Калманович (1947, Каунас, Литва — 2009, Москва, Россия) — израильский и российский предприниматель, общественный деятель, генеральный менеджер литовской баскетбольной команды «Жальгирис» (1996-1999) и женской сборной России по баскетболу, меценат, коллекционер. Убит в Москве в 2009 году. Источник — (http://ru/wikipedia)
2 В студии при мастерской «Балтарс» с ноября 1926 года по 1929 год занимались 11 учеников, обучение было бесплатным (LVVA, 1632.f., 3.apr., 881. 1., 10.lp.). Сохранилось небольшое количество работ в материале и некоторые эскизы, выполненные учениками студии. О программе студии и студийцах известно очень мало, поэтому важна каждая информация.
3 Алексей Викторович Воробьевский (1906-1992) — выдающийся художник по фарфору. Начал работать на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова в 1926 году под руководством Сергея Чехонина. Во время войны, находясь в ополчении, попал в плен, был вывезен на территорию Латвии, где работал сперва в крестьянском хозяйстве, а в 1942-1944 годах на фарфоровой фабрике в Риге. Подписывал работы фамилией В.Еременко. Работы этого периода собраны в коллекциях П.Авена и Ш.фон Калмановича.
4 Пётр Олегович Авен (1955) — российский государственный деятель, предприниматель. Коллекционер, меценат. Член Попечительского Совета Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Награжден высшей государственной наградой Латвии Орденом Трех звезд (2012). Источник — (http://ru/wikipedia)
16 октября — 12 декабря 2012.Выставка «Рижский художественный фарфор. 1925–1940»