МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

16 октября — 12 декабря. Рижский художественный фарфор. 1925–1940

16 октября — 12 декабря. Рижский художественный фарфор. 1925–1940

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва, ул. Делегатская, д. 3
Из собрания Латвийского Национального художественного музея, Рижского музея фарфора и частных коллекций

Выставка «Рижский художественный фарфор. 1925–1940» объединяет несколько значимых и интересных коллекций, включая в себя произведения искусства из собраний Латвийского Национального художественного музея и Рижского музея фарфора, а также предметы, хранящиеся у некоторых частных коллекционеров (из коллекций Петра Авена, Шабтая Фон Калмановича и семьи Зузанс). Впервые настолько полная и разнообразная экспозиция, знакомящая с удивительными образцами рижского художественного фарфора, будет показана за пределами Латвии.

Из истории Рижского фарфора

История декоративно-прикладного искусства Латвии берет свое начало с первых десятилетий 20 века, когда многие молодые художники получали профессиональное образование в Училище технического рисования Штиглица в Петербурге. На пороге 1920-х годов в только что получившей независимость Латвии начался процесс формирования нового искусства, утверждения национальной идентичности и становления ярких творческих индивидуальностей. Молодые художники задались целью создания стиля, который был бы созвучен актуальным процессам в европейском искусстве и, в то же время, не утратил национального своеобразия, — это было немаловажно в пору, когда в Европе и в мире изменилась не только политическая и экономическая ситуация, но и весь ритм и образ жизни. Возглавлявшие это движение художники ставили своей целью создание стилистически целостной и одухотворенной национальной идеей среды и искали вдохновение и творческие контакты в актуальных художественных центрах Европы, в первую очередь, в Париже и Берлине. Центральную часть выставки составляют уникальные работы, созданные латышскими художниками Романом Сутой, Александрой Бельцовой и Сигизмундом Видбергсом, которые в 1925 году объединились в Общество «Балтарс» с целью создания национально-конструктивного стиля, который сблизил бы живопись и графику с декоративно-прикладным искусством. Мастерская росписи фарфора просуществовала до 1928 года. За эти несколько лет художественный фарфор, расписанный по рисункам рижских художников, был представлен на многих международных выставках и был высоко оценен как заметное явление в контексте европейского искусства. Деятельность «Балтарса» дала мощный импульс дальнейшему развитию декоративного искусства в Латвии в 1930-ых годах, когда появились новые мастерские росписи фарфора «Буртниекс» и «Рипорс», а также активизировались старые фарфоровые фабрики в Риге, которые начали приглашать видных латышских художников создавать эскизы росписи для изделий из фарфора.

Сюжеты росписей посвящены истории, народным традициям, праздникам и будням латышского народа, значительное место занимали конструктивные композиции, интерпретации сюжетов, орнаментики и колорита разных народов — восточные, африканские, древнерусские мотивы. При этом каждый из авторов демонстрирует свой индивидуальный почерк. Достижения профессиональных художников послужили творческим импульсом для наиболее талантливых мастериц-исполнительниц, работавших на фабриках Кузнецова и Ессена, создавших немало ярких самостоятельных работ.

Рижский фарфор был показан на многих международных выставках, начиная уже с первой — знаменитой выставки в Париже в 1925 году. За ней последовали выставки «Балтарса» в Литве, Эстонии, Швеции, США, Бельгии. Изделия художественного фарфора были приобретены в музейные и частные коллекции, в частности, в Музей Севрской фарфоровой мануфактуры. В Латвии впервые после 2-ой мировой войны художественный фарфор «Балтарса» был показан только в 1977 году, а с конца 1980-ых годов он постоянно выставлен в постоянной экспозиции музея и неоднократно украшал выставки латышского модернизма за рубежом. Рижский художественный фарфор представляет несомненный интерес как опыт воплощения актуальных тенденций модернизма и Ар деко, отразивший эстетические идеалы своего времени.

Частные коллекции — Рижский художественный фарфор

16 октября 2012 г.
Комментарии