7 апреля • Вручена главная кинопремияя года «НИКА»
Самая древняя, что не умаляет ее достоинств, кинопремия «Ника» раздала свои престижные статуэтки 7 апреля в московском театре Оперетты.
Главный дирижер церемонии – Юлий Гусман - работал на сцене с очаровательными ведущими: Марией Шукшиной, Юлией Снегирь, Ксенией Собчак и Алисой Хазановой. Ведущие, изящно подхватывая эстафету сценария, практически, не путались в словах и были искренни в эмоциях.
Среди 16 номинаций трудно выделить самую – самую, но согласно «протоколу», основными считаются — актерская, открытие года, режиссерская и лучший фильм. Традиционно они подаются на десерт, в финале церемонии, до которого досидит не каждый зритель. Но с этой «Ники» не уходили. Такой красочной и насыщенной церемонии не было лет сто. И номинанты, практически, все явились, украшая своими лицами партер.
Не было, пожалуй, только Владимира Машкова (лучшая мужскую роль в фильме «Край). Но его можно понять и простить. Артист находится в Санкт- Петербурге, где снимается в фильме «Распутин» с Жераром Депардье. Вместо явки был устроен «телемост», благодаря которому зрители и увидели героя, и услышали слова благодарности. От мощного таланта Машкова «пострадали» коллеги по номинации – Павел Деревянко, сыгравший роль полкового комиссара Фомина в «Брестской крепости» и Сергей Пускепалис («Как я провел этим летом»). «Нику» «за лучшую мужскую роль второго плана» получил Евгений Миронов, сыгравший в эпизоде «Утомленные солнцем-2. Предстояние». Вручая статуэтку, Лолита Милявская так расчувствовалась, что упала перед гением на колени, а морально ее «падение» поддержал Александр Ширвиндт, заявив, что с удовольствием бы тоже встал на колени, если бы был уверен, что сможет встать. Обескураженный призер признался, что благодаря Михалкову он получил всего-то эпизод в картине, и вот как замечен и кем-чем отмечен...
Что касается женских актерских номинаций, всех обошла в главной роли Нина Русланова («Китайская бабушка»). Это уже четвертая «Ника» в копилке актрисы. Она, похоже, удивилась не меньше зрителей. Хотя, честно говоря, удивил не выбор академиков в пользу Руслановой (бесспорно, гениальная актриса), а оценочный стереотип. В этом году, как никогда, было много талантливых женских ролей. Но киноакадемики разглядели имена привычные и иностранные, включив в номинацию рядом с Руслановой Ксению Раппопорт («Золотое сечение») и Аньорку Штрехель («Край»). «Нику» в номинации «лучшая женская роль второго плана» отдали Ирине Муравьевой («Китайская бабушка»). Здесь никому ничего объяснять не надо. Знаменитая актриса давно не востребована кинематографом и ее возвращение на экран — это уже событие никоносное. И это, скорее, не реальное достижение, а воскрешение громкого имени.
За «открытие года» ответил Дмитрий Мамулия фильмом «Другое небо». Режиссера и философа уже избаловали «почестями» «Кинотавра», статуэтку за него получил продюсер Арсен Готлиб, благодаря которому и состоялся этот рискованный проект.
Лучшим режиссером стал Алексей Попогребский («Как я провел этим летом»). Другой Алексей (Учитель) обнял «Нику» за талию вместе с продюсером Эрнстом — «Край» назван лучшим фильмом года». Академики «Ники» произвели в этом раскладе рокировку, ведь на «Золотом Орле» награду за лучшую режиссуру получил Алексей Учитель, а лучшим фильмом был назван «Как я провел этим летом». Но эти две номинации всегда вызывали недоумение. Как может быть лучший фильм – и не лучший режиссер и наоборот? Две российские Премии еще один раз подтвердили условность деления на «лучший режиссер» и «лучший фильм».
И еще хотелось бы обратить внимание на специальный Приз «Ники», приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина.
12 апреля, пятьдесят лет назад оператор Махмуд Рафиков встречал приземлившегося Гагарина с камерой в руках...
Эксклюзивное интервью с Махмудом Рафиковым читайте в рубрике ПРОФЕССИОНАЛ