13-19 декабря. Фестиваль Французское кино сегодня
Уже в 13-й раз фестиваль «Французское кино сегодня» приезжает в Россию. В этом году фестиваль охватит два города — Москву и Екатеринбург — и вновь познакомит зрителей с самыми интересными и ожидаемыми фильмами, предоставив возможность увидеть их раньше официального выхода в прокат. Гостями фестиваля в Москве и Екатеринбурге станут известные актеры и режиссеры, которые лично представят свои работы и примут участие в традиционных обсуждениях после показов. Среди гостей этого года — режиссеры Режис Руэнсар, Артюс де Пенгерн, Фолькер Шлёндорф, Мари-Кастий Мансьон-Шаар, актер Кад Мерад и актрисы Дебора Франсуа, Корин Мазьеро, Илиана Забет и Виржини Ледуайен.
13-16 декабря в Москве
17-19 декабря в Екатеринбурге
РАСПИСАНИЕ В МОСКВЕ
Кинотеатр 35mm
ул. Покровка, 47/24
13 декабря, четверг 19.30 Сбор гостей 20.00 Церемония открытия фестиваля 20.30 Любовь на кончиках пальцев / Populaire; Q&A: актриса Дебора Франсуа и режиссер Режис Руэнсар
14 декабря, пятница 19.00 Суперстар / Superstar; Q&A: актер Кад Мерад 21.15 Штиль/ La mer a l'aube; Q&A: режиссер Фолькер Шлёндорф 24.00 — 06.00 Ночь короткометражного кино
15 декабря, суббота 17.00 Клиника любви / La clinique de l'amour; Q&A: режиссер Артюс де Пенгерн 19.00 Ржавчина и кость / De rouille et d'os; Q&A: актриса Корин Мазьеро
16 декабря, воскресенье 16:00 Родные / Les adoptes; 18.00 Мой первый раз / Ma premiere fois; Q&A: режиссер Мари-Кастий Мансьон-Шаар 20.00 Дом терпимости / L'apollonide; Q&A: актриса Илиана Забет
РАСПИСАНИЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
Кинотеатр Салют
ул. Толмачева, 12
17 декабря, понедельник 19:00 Сбор гостей 19:30 Церемония открытия фестиваля. Прощай моя королева / Les adieux a la reine; Q&A: актриса Виржини Ледуайен 22:15 Программа короткометражного кино 22:30 Штиль / La mer a l'aube
18 декабря, вторник 17:00 Любовь на кончиках пальцев / Populaire 19.00 Ржавчина и кость / De rouille et d'os: Q&A: актриса Корин Мазьеро 22:15 Программа короткометражного кино 22:30 Клиника любви / La clinique de l'amour!
19 декабря, среда 17:00 Суперстар / Superstar 19:00 Мой первый раз/ Ma premiere fois; Q&A: режиссер Мари-Кастий Мансьон-Шаар 21:15 Дом терпимости / L'apollonide; Q&A: актриса Илиана Забет 22:15 Программа короткометражного кино
ФИЛЬМЫ
Клиника любви / La clinique de l'amour!
Франция/Люксембург/Бельгия 2012, 83 мин.
Режиссер Артюс де Пенгерн
В ролях: Артюс де Пенгерн, Эрик Годон, Брюно Саломон, Мишель Омон, Наташа Линдинжер, Элена Ногерра, Доминик Лаванан, София Эссаиди, Маркос Адамантиадис
Доктор Хаус научил нас не бояться врачей, доктор Маршаль способен этот страх вернуть. Чтобы тут же рассмешить до икоты и колик в животе аттракционами самого широкого спектра — от кровопролитных шоу на операционном столе до братаний с медведем-людоедом. И амурные приключения, конечно, тоже присутствуют...
Эта сумасшедшая комедия про хирургов — второй режиссерский опыт Артюса де Пенгерна, популярного киноклоуна с по-бастеркитоновски непроницаемым лицом. Он не стесняется грубых, почти циркового пошиба гэгов и отчаянной сентиментальности. Только так, не стесняясь, и можно создать одну из самых бронебойных комедий сезона.
Мой первый раз / Ma première fois
Франция 2012, 95 мин.
Режиссер Мари-Кастий Мансьон-Шаар
В ролях: Эстер Комар, Мартен Каннаво, Венсан Перес, Джудит Эль Зейн, Лили-Флёр Понто, Лолита Шамма
Любовь, которую не забыть
Закари 20 лет. Он красив, независим, гоняет на мотоцикле и меняет девушек как перчатки. В свои 18 лет Сара лучшая ученица в классе, она привыкла все держать под контролем и не давать волю своим чувствам. Казалось бы, эти двое никак не могут быть вместе. Но, едва встретившись, они поняли, что их привычный мир уже не будет таким, как прежде. Они переживут сильное и всепоглощающее чувство, первую большую любовь, которая навсегда оставит отпечаток на их жизнях.
Дом терпимости / L'Apollonide (Souvenirs de la maison close)
Франция 2011, 122 мин.
Режиссер Бертран Бонелло
В ролях: Ноэми Львовски, Афсия Эрзи, Селин Саллетт, Жасмин Тринка, Адель Энель, Алис Барноль, Илиана Забет, Полин Жакар, Анаис Томас
Бордель «Аполлонида» перестал существовать на рубеже XIX-XX веков — фильм живописует его последние дни: проститутки удовлетворяют прихоти постоянных клиентов и приноравливаются к запросам новичков, рекрутируют в свой томный стан еще неопытных юниц и выясняют отношения с давними товарками. Но быт веселого дома превращается в сон, галлюцинацию, морок — этот густой, обволакивающий, как опиумный дым, фильм максимально далек от кинематографического реализма.
Режиссер Бертран Бонелло — первейший эстет современного французского кино, и его «Аполлонида» (так, кстати, называлась вилла, на которой Бертран провел детство) — глубокое проникновение в пряный и душный мир, населённый проститутками и экзотическими клиентами (играют их исключительно специфические французские режиссеры — Жак Ноло, Пьер Леон, Ксавье Бовуа). Время действия датировано началом века — эпохой расцвета модерна (стиля, такого же пряного и душного, как полный кружев, подвязок и комнатных растений бордель) и концом века невинности (до кошмара Первой мировой еще остается время). Здесь же даже ужасы — лишь оборотная сторона страсти, болезненные забавы из стремления стереть грань между уродством и красотой — так один из гостей весёлого дома рассекает лезвием рот своей любимой проститутки; его ждёт изощренная кровавая месть, но и она станет частью потока томительных и возбуждающих эпизодов.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль — участник программы
Премия «Сезар» — лучшие костюмы
Премия «Люмьер» — самая многообещающая актриса
Международный кинофестиваль в Роттердаме — участник программы «Спектрум»
Кинофестиваль CPH PIX — участник программы
Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата — участник программы
и др.
Любовь на кончиках пальцев / Populaire
Франция 2012, 111 мин.
Режиссер Режис Руэнсар
В ролях: Ромен Дюри, Дебора Франсуа, Беренис Бежо, Шон Бенсон, Мелани Бернье, Николас Бедос, Миу-Миу, Эдди Митчелл, Фредерик Пьеро, Мариус Коллуччи
1959-й год, закат эпохи, когда все мужчины были джентльменами, женщины носили длинные юбки и не стеснялись профессии секретарши. Наоборот, выстраивались в очередь на собеседование. Для Розы это шанс покончить с тоскливой работой в отцовском магазинчике и перебраться из предместья в Париж. Её способность стучать по клавишам печатной машинки с феноменальной скоростью завораживает молодого босса Луи, главу страховой компании. Но вместо ожидаемого служебного романа «Любовь на кончиках пальцев» развивается в спортивно-романтическую комедию: Луи превращается в своего рода тренера, одержимого победой своей прелестной подопечной на соревнованиях секретарш-машинисток.
Элегантное и внешне старомодное кино — это ретро с черно-белыми телевизорами и телефонами-мастодонтами, курением в офисе и кремовыми портретами милой барышни-недотепы и застенчивого плейбоя; к сближению героев подталкивает непременный киношный дождь, сексапильные машинистки предстают почти что первыми рок-н-ролльными идолами. Но конфликт, о котором «Любовь...» непринужденно говорит, вполне актуален в любые эпохи: человеческое эго способно разрушить любые чувства, если не побороть его вовремя.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Риме — участник программы
Ржавчина и кость / De rouille et d'os
Франция/Бельгия 2012, 120 мин.
Режиссер Жак Одиар
В ролях: Марион Котийяр, Маттиас Шунар, Арман Вердюр, Селин Саллетт, Корин Мазьеро, Боли Ланнерс, Жан-Мишель Коррейя, Мурад Фрарема, Янник Шуара, Фред Мену
У Али (Маттиас Шунар) нет ни дома, ни денег, ни друзей, зато у него есть пятилетний сын Сэм, с которым он по воле обстоятельств перебирается в Антиб, к своей сестре, надеясь на лучшую жизнь. Благодаря своим физическим данным Али устраивается вышибалой в ночной клуб, где однажды ночью он знакомится с холодной и неприступной красавицей Стэфани (Марион Котийяр), с которой у него нет ничего общего. Но трагический случай в судьбе Стэфани неожиданно меняет их жизнь, сближая этих далеких и одиноких людей... Дикий, как природа, фильм переполняет варварская энергия — стоит напомнить, что в биографии Жака Одиара исключительно брутальное кино, от «Смотри, как падают люди» до «Пророка».
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль — участник программы
Международный кинофестиваль в Вальядолиде — участник программы
Фестиваль романтических фильмов в Кабуре — лучший фильм
Суперстар / Superstar
Франция/Бельгия 2012, 112 мин.
Режиссер Ксавьер Джанолли
В ролях: Кад Мерад, Сесиль Де Франс, Луи-До де Ланкесэ, Седрик Бен Абдулла, Альберто Сорбелли, Фридерик Буаморо, Пьер Диот
В один странный день самый заурядный, маленький-премаленький, «банальный», как говорит лощеный ведущий телешоу, человек — 40-летний холостяк, работающий в конторе по утилизации компьютеров, — вдруг беспричинно становится знаменитостью: с месье Казанским мечтает сфотографироваться каждый встречный, YouTube лопается от роликов с его участием, сам же «суперстар поневоле» сходит с ума от свалившейся не иначе, как с неба, популярности...
Режиссер Ксавье Джанноли, профи, тяготеющий к легкой абсурдизации действительности, сделал весьма необычную фантастическую комедию. В ней даже реальный Париж вдруг начинает походить на город-призрак. А честная зрелищная мелодрама дополняется социофилософскими мотивами — критикой медиа, десакрализацией «простого человека», темой одиночества в эру социальных сетей.
Награды и фестивали:
Венецианский кинофестиваль — участник программы
Штиль / La mer à l'aube
Франция/Германия 2011, 90 мин.
Режиссер Фолькер Шлёндорф
В ролях: Лео-Поль Салмэн, Марк Барбе, Ульрих Маттес, Жан-Марк Руло, Филипп Резимон, Чарли Нельсон, Мартен Лоизильон
Этически безупречная, лаконичная и строгая кинобиография Ги Моке, 17-летнего парня с марксистским ветром в голове — он встретил 1941-й год в лагере для интернированных лиц, а 22 октября был расстрелян во исполнение гитлеровского приказа о казни молодых французов в знак возмездия за убийство немецкого офицера бойцами Сопротивления.
Впрочем, называть фильм классика немецкого кино Фолькера Шлёндорфа только биографическим, несправедливо: он рисует эпическую картину порабощенной страны, с документальной въедливостью изображает порочную и фатальную цепь тотального подчинения и без ложного пафоса говорит о совести и самоуважении. Неистребимых никакими карателями.
Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль — участник программы «Панорама»
Международный кинофестиваль в Люшоне — лучший режиссер
Международный аудиовизуальный фестиваль в Биаррице — лучшая мужская роль
Родные / Les adoptes
Франция 2011, 100 мин.
Режиссер Мелани Лоран
В ролях: Мелани Лоран, Мари Денарно, Дени Меноше, Клементин Селари, Теодор Маке-Фушер, Одри Лами
В этом горько-сладком, джазовом по стилю фильме на первом месте только женщины: мать, Милли, дама независимая и не всегда воздержанная, в том числе, в желании заложить за воротник, её родная дочь, Лиза, особа умеренно стервозная, и дочь приёмная, добрейшая Марина, мать-одиночка и синий чулок из книжного магазина. Жизнь женщин меняется с появлением в магазине нового клиента — симпатичного бородача Алекса. Но за каждой белой полосой наступает чёрная...
Режиссер фильма и исполнительница роли Лизы Мелани Лоран — звезда «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино — идёт по стопам своих великих соотечественниц Катрин Денев и Изабель Аджани: недавно она тоже записала музыкальный альбом. Но в чём-то Лоран и опережает их — не у всякой, даже выдающейся, французской актрисы хватало смелости на сценарно-режиссёрский дебют. Лоран — решилась. И сделала сколь женское, столь и универсальное кино о семье — образовании и невыносимом, и незаменимом. Вдохновенно, но и не забывая о голливудских правилах комедийной мелодрамы: в обаянии «Родные» не уступят и незабываемой «Мачехе» с Джулией Робертс.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль City of Lights, City of Angels в Лос-Анджелесе — лучший дебютный фильм
Премия «Люмьер» — лучший актер-новичок
Международный кинофестиваль в Тель-Авиве — участник программы
Прощай, моя королева! / Les adieux à la reine
Франция/Испанияи 2012, 100 мин.
Режиссер Бенуа Жако
В ролях: Виржини Ледуайен, Диана Крюгер, Леа Сейду, Ксавье Бовуа, Ноэми Львовски, Мишель Робен, Жюли-Мари Парментье, Лолита Шамма
Имя обезглавленной французской королевы Марии-Антуанетты вошло в поп-культуру после одноименного фильма Софии Копполы, где безвинно казненную девчонку играла Кирстен Данст. Мария-Антуанетта в этом фильме, возможно, точнее соответствует к исторической правде — её играет горделивая и надменная Диана Крюгер. Но снова в центре повествования оказывается девчонка — Агата-Сидони, чтица королевы, вместе с которой мы проводим три уже окрашенных багрянцем тревоги дня в Версале. Играет её Леа Сейду — возможно, лучшая актриса современной Франции; и более тонко психологически нюансированного женского дуэта во французском кино не было много лет.
Постановщик «Королевы» Бенуа Жако знает толк в женщинах; кроме двух главных героинь в кадре собрана ослепительная галерея — от Виржини Ледойен до Лолиты Шамма. Они придают традиционному костюмному фильму уникальный шарм: это кино не о дворцовых тайнах и интригах, не о молохе революции или беге времени. Это — про шуршание платьев и смех, девичьи шепоты и крики, про упоительную природу, скрывающуюся за сословными масками.
Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль — участник программы
Фестиваль романтических фильмов в Кабуре — лучшая женская роль