Как «Ветер шумит в тополях» рассказывают Вдовиченков, Симонов и Суханов...
На спектакль «Ветер шумит в тополях» (режиссер Римас Туминас, продюсер Леонид Роберман) на ближайшее время раскуплены все билеты. В том числе, и на майские праздники.
Премьеру спектакля в театре Вахтангова отыграли в конце февраля. На смену зрителям первого круга пришли самые разные. Разные — минут тридцать откровенно скучают: смотреть то не на что и слушать тоже. Полупустая сцена, огромный каменный пес с подслеповатым глазом, горшок с растительностью, пюпитры с разложенными нотами, серое небо и три артиста, говорящих друг другу всякую ересь, которая не смешит и не тянет на мудрствование. После первого акта некоторые даже уходят, что подтверждает простою поговорку «не по Сеньке шапка». Да, шапка то рассчитана на умную голову тонкого театрала.
Пьесу «Ветер шумит в тополях» написал наш современник, французский драматург Жеральд Сиблейрас, лауреат премий имени Мольера и Лоуренса Оливье. Он известен Москве по двум постановкам: в МХТ в 2007 году был поставлен его «Танец альбатроса», а тот-же «Ветер шумит в тополях», правда, под другим названием, — в 2009-м в «Сатириконе» Райкиным.
Сиблейрас мучился над пьесой «Ветер шумит в тополях» двадцать с лишним лет. Первая постановка состоялась в 2002 году во Франции. Пресса, да и публика по этому поводу реагировала вяло. В 2005-м пьеса «Ветер шумит в тополях» приглянулась Тому Стоппарду, и уже на английском языке под названием «Герои» она покорила Великобританию, завоевав главную театральную премию. В Лондоне «героев» играли ветераны британской сцены вроде 70-летнего Джона Херта. Сегодня в театре Вахтангова заняты артисты совсем другого поколения, за стариков «отвечают» — 39-летний Владимир Вдовиченков, 53-летний Владимир Симонов и 47-летний Максим Суханов. Могли сыграть и другие артисты...
Дело в том, что пьеса Сиблейраса в свое время очень понравился трем корифеям вахтанговской труппы — Михаилу Ульянову, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву. Но никто из режиссеров инициативу не проявил. Сценарий залег на полках литературного отдела. Режиссер Римас Туминас, приглашенный возглавить Вахтанговский театр из Вильнюса, решил не только воскресить идею, но и вернуть театру славу бенефисного.
«Ветер шумит в тополях» — пьеса о трех очень немолодых мужчинах, ветеранах Первой мировой войны, которых в 1959 году судьба свела в доме престарелых.
Три актера – три полновесных роли, три бенефиса. Персонажи день изо дня встречаются на террасе дома престарелых. Для одного - счастье – это игра ветра с тополями, для другого – скульптура собаки, для третьего – мимолетные встречи с юной учительницей. Все трое уже живут, как растения. Но они мечтают и помнят прошлое. Переполненные собою, своей былой значительностью, великими подвигами, яркой любовью - они соревнуются в диалогах.
Сиблейрас сочинил не трагедию, не мелодраму, а трагифарс, в котором ощутимо влияние «театра абсурда». Он говорит о трагичном — иронично, об ироничном – трагично. Как и у Беккета «В ожидании Годо», герои ждут перемен, и это ожидание подстегивает к жизни. Но они страшатся перемен, потому что больны не только физически, но и душевно. И самая страшная послевоенная травма, — знать, что ты никому не нужен. Чем жить? Самообман — становится единственным стимулом. Суханов, Симонов, Вдовиченков в своей отчаянности и комичности - скорее клоуны, чем, в общепринятом понимании, ветераны войны. Режиссер ушел от нарочитого пацифизма и патетики. Суханов держится в знакомом, хотя и в более отточенном амплуа, его Фернан – не отпускает внимания ни на минуту. Симонов , перевоплотившись в Рене, живет в другом теле: фиксированная, сидячая поза, хромая поступь, внушительный, но с нотками надлома - голос. Густав (Вдовиченков) — будто привыкает к сцене, к зрителям, к жизни. Он, как обиженный ребенок, который когда-то «играл» в войну и всех победил, но так был напуган, что теперь боится всех и всего. Взъерошенный и задиристый, уверенный, что он лучше и красивее всех, он рвется в бой с «ветряными мельницами», но боится выйти даже за ограду клиники.
«Ветер шумит в тополях» состоялся благодаря продюсерскому рвению Леонида Робермана («АРТ – ПАРТНЕР»). Он уговаривал режиссера поставить спектакль вне театра Вахтангова, тем самым, переведя его в разряд антрепризных. Но, по его словам, этого человека невозможно уговорить или отговорить. «Мне пришлось сделать выбор – комментирует Роберман, - Раз я хочу спектакль, который бы сделал он, я должен забыть про собственные интересы, конъюнктуру. Принимать или не принимать? И я решил принимать». В первоначальном варианте Роберман планировал поставить спектакль на Гармаша, Маковецкого и Сухорукова. Но тогда это была бы другая постановка...
После спектакля остается чувство, что никто и никогда не сыграет лучше Суханова, Симонова и Вдовиченкова. Даже они сами.
Автор: Дина Радбель.