МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Как  «Ветер шумит в тополях» рассказывают Вдовиченков, Симонов и Суханов...

Как «Ветер шумит в тополях» рассказывают Вдовиченков, Симонов и Суханов...

На спектакль «Ветер шумит в тополях» (режиссер Римас Туминас, продюсер Леонид Роберман)  на ближайшее время раскуплены все билеты. В том числе, и на майские праздники.

Премьеру спектакля в театре Вахтангова отыграли в конце февраля. На смену зрителям первого круга пришли самые разные.  Разные — минут тридцать откровенно скучают: смотреть то не на что и слушать тоже. Полупустая сцена, огромный каменный пес с подслеповатым глазом, горшок с растительностью, пюпитры с разложенными нотами, серое небо и три артиста, говорящих друг другу всякую ересь, которая не смешит и не тянет на мудрствование. После первого акта некоторые даже уходят, что подтверждает простою поговорку «не по Сеньке шапка». Да, шапка то рассчитана на умную голову тонкого театрала.

Пьесу «Ветер шумит в тополях» написал наш современник, французский драматург Жеральд Сиблейрас, лауреат премий имени Мольера и Лоуренса Оливье. Он известен Москве по двум постановкам: в МХТ в 2007 году был поставлен его «Танец альбатроса», а тот-же «Ветер шумит в тополях», правда, под другим названием,  — в 2009-м  в «Сатириконе» Райкиным.  
Сиблейрас  мучился над пьесой «Ветер шумит в тополях» двадцать с лишним лет. Первая постановка состоялась в 2002 году  во Франции. Пресса, да и публика по этому поводу реагировала вяло. В 2005-м пьеса  «Ветер шумит в тополях» приглянулась Тому Стоппарду, и уже на английском языке под названием «Герои» она покорила  Великобританию, завоевав главную театральную премию. В Лондоне «героев» играли ветераны британской сцены вроде 70-летнего Джона Херта. Сегодня в театре Вахтангова заняты артисты совсем другого поколения, за стариков «отвечают»   — 39-летний Владимир Вдовиченков, 53-летний Владимир Симонов и  47-летний Максим Суханов. Могли сыграть и другие артисты...

Дело в том, что пьеса Сиблейраса в свое время очень понравился трем корифеям вахтанговской труппы — Михаилу Ульянову, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву. Но никто из режиссеров инициативу не проявил. Сценарий залег на полках литературного отдела.  Режиссер Римас Туминас, приглашенный возглавить Вахтанговский театр из Вильнюса, решил не только воскресить идею, но и вернуть театру славу бенефисного.

«Ветер шумит в тополях»  — пьеса о трех очень немолодых мужчинах, ветеранах Первой мировой войны, которых в 1959 году судьба свела в доме престарелых.

Вдовиченков, Симонов и Суханов

Три актера – три полновесных роли, три бенефиса. Персонажи день изо дня встречаются на террасе дома престарелых. Для одного -  счастье – это игра ветра  с тополями, для другого – скульптура собаки, для третьего – мимолетные встречи с  юной учительницей. Все трое уже живут, как растения. Но они мечтают и помнят прошлое. Переполненные собою, своей былой значительностью, великими подвигами,  яркой любовью -  они соревнуются в диалогах.

Сиблейрас сочинил не трагедию, не мелодраму, а трагифарс, в котором ощутимо влияние «театра абсурда». Он говорит о трагичном — иронично, об ироничном – трагично.  Как и у Беккета «В ожидании Годо», герои ждут перемен, и это ожидание подстегивает к жизни. Но они страшатся перемен, потому что больны не только физически, но и душевно. И самая страшная послевоенная травма,  — знать, что ты никому не нужен. Чем жить? Самообман — становится единственным стимулом. Суханов, Симонов, Вдовиченков в своей отчаянности и комичности -  скорее клоуны, чем, в общепринятом понимании, ветераны войны. Режиссер  ушел от нарочитого пацифизма и патетики. Суханов  держится в знакомом, хотя и в более отточенном амплуа, его Фернан – не отпускает внимания ни на минуту. Симонов , перевоплотившись в Рене, живет в другом теле: фиксированная, сидячая  поза, хромая поступь, внушительный, но с нотками надлома -  голос. Густав (Вдовиченков)  — будто привыкает к сцене, к зрителям,  к жизни. Он, как обиженный ребенок, который когда-то «играл» в войну и всех победил, но так был напуган, что теперь боится всех и всего. Взъерошенный и задиристый, уверенный, что он лучше и красивее всех, он рвется в бой с «ветряными мельницами», но боится выйти даже за ограду клиники.

Рене Фернан и Густав

«Ветер шумит в тополях» состоялся благодаря продюсерскому рвению Леонида Робермана («АРТ – ПАРТНЕР»). Он уговаривал режиссера поставить спектакль вне театра Вахтангова,  тем самым, переведя его в разряд антрепризных. Но, по его словам,  этого человека невозможно уговорить или отговорить. «Мне пришлось сделать выбор – комментирует Роберман, -  Раз я хочу спектакль, который бы сделал он, я должен забыть про собственные интересы, конъюнктуру. Принимать или не принимать? И я решил принимать». В первоначальном варианте Роберман планировал поставить спектакль на Гармаша, Маковецкого и Сухорукова. Но тогда это была бы другая постановка...
После спектакля остается чувство, что никто и никогда не сыграет лучше Суханова, Симонова и Вдовиченкова. Даже они сами.
Автор: Дина Радбель.

10 марта 2011 г.
Комментарии