МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

«Неудачный трах или Безумное порно»

«Неудачный трах или Безумное порно»

автор: Лариса Островская

Ему плевать, если они войдут в историю, как порнобезумные

(О фильме «Неудачный трах или Безумное порно», режиссёр-сценарист Раду Жуде, Румыния, Хорватия, Чехия, Люксембург, 2021) Трёхлоскутное полотно с порно прологом и тремя финалами. Гран-при 71-го МКФ Берлинале по решению Жюри с обоснованием: — « Золотой Медведь» достаётся фильму, который имеет редкое и существенное качество непреходящего произведения искусства. Он схватывает на экране реальное содержание и сущность, разум и тело, ценности и саму плоть нашего настоящего момента во времени».

Считывание с экрана по мере поступления.

Пролог — «Неудачный трах...». Три минуты супружеского секса, предположительно тридцатилетних, Эми и Евгения под самодеятельную съёмку на камеру, то ли для семейного архива, то ли с какой-то другой, отложенной во времени, целью.

Секс отягощён неуместными помехами — неурочное время, когда домочадцы (похоже, бабушка с их ребёнком) уже не спят, а присутствуют у двери спальни закадровым голосом и разговором на обыденные темы с женщиной, которой не до них. Женщина помогает мужчине преодолеть вялую эрекцию орально, вербально, плёткой, вагинально, пока, наконец, в позиции — «мужчина сзади», они достигают бурного желаемого результата. Экранное действо запечатлено на видеоролике натурально, предельно подробно, «в живую», и обретает в дальнейшем свою неуправляемую функцию и силу, неизвестно как попав в компьютерные сети. А кто из нас не испытывал на себе злонамеренное, враждебное своеволие сетей (интернета), настырное навязывание подсказок, блокирование, изъятие той или иной информации по воле их инструментария и искусственного киберинтеллекта?!

Как бы там ни было, домашний, интимный видеоролик стал достоянием широкой общественности и завязал драматургическую и полемическую интригу на всём кинематографическом пространстве!

Из интервью режиссёра Р. Жуде порталу Метроньюс 09.03.2021 о жестком, шокирующем, недозволительном прологе: в чём идея, побуждение, художественный приём /язык/ и практическое исполнение?

«Я хотел показать то, что на самом деле происходит в жизни, на улицах. Если вы на всё смотрите с точки зрения социологии и антропологии, то всегда заметите вещи, которые не очевидны. Можно сравнить с городской помойкой. Покопавшись в ней, вы сможете найти много вещей, которые расскажут вам гораздо больше об обществе, семье или соседе. То же самое и в нашем фильме. Возможно, кино для взрослых не раскроет глубоких истин о мире, это было бы слишком. Но я как минимум хотел показать, что в Румынии и, возможно, в других странах существуют проблемы с сексуальностью.

О трудностях съемки интимэпизода. « Было здорово на самом деле... Я считаю, что Катя Паскарю очень смелая. Она не только великая театральная актриса, которая много играет в политических пьесах, — у неё нет запретов в профессии. Её партнёр — профессиональный актёр фильмов для взрослых. Благодаря мастерству обоих съёмки оказались намного проще, чем я ожидал».

Тремя первыми минутами исчерпывается «Неудачный трах...». Последующие 103 минуты отданы «Безумному порно», но не буквальному, а иносказательному, в качестве инструмента для острых, актуальных, саркастических высказываний режиссёра Раду Жуде — социального аналитика, мыслителя-провокатора. Речь пойдёт об исторической памяти, о безумии современного социума, о неистребимом фашистском консерватизме, об отрицании Холокоста, о пределах дозволенности вмешательства общественных институтов в сугубо личное пространство отдельного человека. И ещё о многом-премногом другом, что разместилось в трёх разностилевых, разножанровых, визуально-разговорных главах.

Глава первая. « Улица с односторонним движением». Энергично вышагивая, быстро идёт по центральным улицам города женщина в строгом, сером, английского стиля костюме. Время от времени нервно говорит по телефону. Лицо, как и у всех пешеходов, закрыто противовирусной маской, но мы узнаём в ней ту женщину, которую видели в прологе — Эми (Катья Паскариу). Маршрут её движения не имеет конечной цели и не ограничен временем. Кажется, что эта ходьба для неё способ разрядиться, избавиться от стресса. По ходу следования выясняется, что она учитель истории в элитной бухарестской школе, имеет высокую профессиональную квалификацию и пользуется авторитетом у школьников. Однако из-за проблемы с видеороликом, ставшим доступным и детям, и их родителям, у неё возникли сложности с директрисой Школы, которая созывает родительское собрание с повесткой — оставить Эми на преподавательской работе или уволить!

Пока Эми совершает свой затянувшийся пеший «road movie», городской пейзаж всё более отстраняется от неё. Действие превращается в съёмку подвижной камерой на предлинных крупных планах подробностей, которые вполне можно увидеть в любом большом городе, будь то Бухарест, Будапешт, Киев, Прага или Москва, чем режиссёр унифицирует и расширяет социальную географию фильма. Агрессивное засилье единоподобных огромных рекламных щитов, вывесок, витрин, закрывающих фасады домов, уничтожают классическую архитектуру и превращают городской пейзаж в психоделическое пространство. Приметы сегодняшней урбанистической неприглядности (подобные порнографической непристойности) — женский обнажённый манекен в полный рост с оторванной ногой, валяющийся как мусор на щербатом тротуаре. А рядом в кадре пробившиеся сквозь асфальт нежный цветок и зелёнолистная веточка в противовес руинам исторического здания длиною в квартал.

А что человеческий компонент этого уличного пейзажа — люди? Они сбились в растревоженный, жужжащий и жалящий пчелиный рой. В объектив камеры спонтанно попадают: то водитель, которому пешеход сделал замечание о парковке на тротуаре, а тот вместо извинений затевает яростную драку, то малоимущая женщина, покупающая продукты по нищенской социальной карте, скандалит на кассе супермаркета, то пенсионеры в аптеке спорят о злободневном для них — об этике и технике трансплантации органов.

Звукошумовой ряд формируется отовсюду слышимыми криками, руганью, оскорблениями, в которых легко распознаётся по фонетике, дикции и порнографическому содержанию подобие русскому мату. Беспроигрышный, универсальный оксюморон.

Перегруженная темами, понятиями, намёками и отсылами первая треть фильма, как огромный коллаж или калейдоскоп, оставляет ощущение необходимости упорядочения и систематизации, на что тут же откликаются авторы в серединном пассаже.

Глава вторая. «Короткий словарь анекдотов, знаков и диковин». Создавая свой словарь терминов в алфавитном порядке с парадоксальным, диковинным толкованием и аудиовизуальным сопровождением, Р. Жуде предлагает на выбор зрителей понятия, которые определяют поведение современного человека как члена сообщества: моральный кодекс, образ жизни, гражданскую позицию, отношение к религиозным догматам и церкви, укладу семейных отношений, к историческому прошлому, к армии, к кино, к эротике в изобразительном искусстве /копирует «Происхождение мира» Гюстава Курбе/, а также интересуется статистикой сексуальных предпочтений сегодняшнего дня, оказалось, что это запрос на «минет».

Все понятия, что были упомянуты и заявлены во второй главе в словарной форме, в последней трети персонифицированы в шаржевой форме через портреты и образные характеристики участников того самого сакрального родительского собрания, призванного вершить суд над Эми и решить её дальнейшую профессиональную судьбу.

Глава третья. «Практика и недосказанность». Фильм возвращает героиню Эми в центр событий. Она сидит лицом к лицу перед собранием, за столом, заваленным букетами цветов, готовая выслушивать обвинения и претензии обывателей, представителей школьников: матерей, отцов, дедушек, бабушек, старших сестёр и директрисы школы. Каждый из них олицетворяет отдельный слой и идеологию румынского социума и помечены масками двойного изобразительно-смыслового назначения: как вирусозащитное средство и как разрушительный механизм устоев общества.

Ещё раз обратимся к пояснениям самого режиссёра по поводу дизайна масок, похожих на гротескные миниатюры.

«Это была не только защита для актёров, но и художественный приём... мне понравилось использовать маски как элемент костюмов. Люди во всём мире до сих пор не разобрались точно, как относиться к маскам, как ими пользоваться. На масках наших героев есть всевозможные безумные послания»

Героиня пытается защищаться, но родители с нарастающей яростью и самовозбуждением, вплоть до истерики, обвиняют её в «детской порнографии», называют «извращённой шлюхой». Переходят к вмешательству в её методы преподавания и политические взгляды. В горячности разговорного трагифарса «судьи» открывают свои лица: взяткодательство за хорошие оценки своим отпрыскам, одобрение фашистского прошлого Румынии, пропаганду гомосексуализма, ксенофобию, антисемитизм и прочее мракобесие.

Эми парирует обвинения с помощью своей эрудиции, образованности и начитанности. Но её не слышат. Дело доходит до открытого голосования — выгнать или оставить? Сначала большинство голосов за — «оставить!». Но при переголосовании под надуманным предлогом / узнаём, всё как на больших процедурах волеизъявления народа!/ результат противоположный — «выгнать!». Но мы, зрители, были предупреждены, что финалов должно быть три: два нормальных и один сумасшедший. Этот третий и оставляет надежду на преодоление идиотизма и безумия общества через взрывной эксцентрический эпилог... Это надо видеть и задуматься об увиденном!

Р.S. Краткие изъятия из прошлых моих статей, вошедших в 5-ую книгу «Вкус жизни. Карантинные увлеченья», 2021, стр. 55-61; 155-168

НА «НОВОЙ ВОЛНЕ». РЯДОМ, НО НЕ ВМЕСТЕ. Киномир уделяет последние 15-17 лет много внимания феномену, называемому «новой волной» или «нео-неореализмом» в кинематографе Румынии. Он вышел из тени, начиная с 2004 года, после десятилетнего забвения, и сразу вызвал интерес и получил признание самых авторитетных мировых кинофорумов. Он остаётся в поле их зрения по сей день, собирает обильные корзины призов, включая награды Каннского фестиваля, Европейской киноакадемии, Берлинале, Московского международного кинофестиваля.

В начале 2000-ых вышла на авансцену группа 30-40-летних режиссёров из Бухареста, которые предложили заново осмыслить понятие «реализм» как искусную игру в реальность, как обращение к тематике маленького человека, к простой истории, рассказанной средствами псевдодокументальной изобразительности для максимального погружения зрителя в происходящее на экране, чтобы он поверил, что смотрит не кино, а сцены из жизни реальных людей, а может быть, и его самого. Задача амбициозная, требующая предельной концентрации приёмов киноискусства, мастерства высшей пробы при сугубой лаконичности и скудости финансовых ресурсов. Между тем при упрощённой, незатейливой драматургии и сосредоточенности на частных судьбах простых неприметных людей румынский кинематограф с иронией и состраданием, через малоприметные детали и второплановые ракурсы, недоумённые междометия и мысли вслух, присматривается к абсурду, которым полнится румынская жизнь после революции 1989–1991 годов, после деспотии Чаушеску, создавая социально озабоченный кинематограф. Вот самые известные румынские режиссёры «новой волны» и их фильмы, многократно обласканные Каннским кинофестивалем.

Кристи Пую, 1967 года рождения. Фаворит Канн. Его фильм «Смерть господина Лазареску» (2005, Румыния) — призёр программы «Особый взгляд». Собственно, он и открыл миру «румынскую новую волну». 2010 год. «Аврора», Румыния, была представлена в «Особом взгляде» Каннского фестиваля. 2016 год. «Сьераневада», копродукция: Румыния–Босния-Герцеговина–Хорватия–Македония–Франция. Мировая премьера в Каннах, номинация на «Золотую пальмовую ветвь» и на американского «Оскара». На 38 ММКФ был представлен в программе «8 1/2».

Корнелиу Порумбою, 1975 года рождения. 2006 год. «12 градусов 08 минут к востоку от Бухареста», Румыния, награда Каннского фестиваля «Золотая камера» за дебют. 2009 год. «Полицейский — это прилагательное», Румыния; награды: Приз жюри программы «Особый взгляд» и Приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале. 2015 год. «Сокровище», Румыния–Франция; награда Канн — приз «Особый взгляд». 2018 год. «Бесконечный футбол». 2019 год. «Свистуны». Премьера в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.

Кристиан Мунджиу. 1968 года рождения. 2007 год. «4 месяца 3 недели и 2 дня», Румыния. Награды: «Золотая пальмовая ветвь» Канн и Приз ФИПРЕССИ на Сан-Себастьянском фестивале в категории «Фильм года». 2012 год. «За холмами», Румыния. Награды: Канн Приз за лучший сценарий и Приз за главные женские роли обеим актрисам. 2016 год. «Аттестат зрелости» Румыния–Франция–Бельгия. Приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру.

Раду Жуде. Интересный и плодовитый румынский режиссёр-сценарист, младший среди основателей «новой румынской волны», движется в своём форваторе, не причисляя себя к какой-либо группе, хотя понятие группы в творческом пространстве достаточно условно, но в некоторых своих работах по стилю, эстетике и киноязыку органично сближается с кинематографом вышеназванных режиссёров.

Р. Жуде родился 07 апреля 1977 года в Бухаресте. В 2003 году окончил факультет режиссуры Бухарестского медиа-университета. Поначалу работал ассистентом режиссёров художественных фильмов, в том числе, у Кристи Пую на фильме «Смерть господина Лазареску». Дебют в игровом полнометражном кино состоялся в 2009 году фильмом «Самая счастливая девушка на свете» — победитель программы «Форум» Берлинского кинофестиваля Европейская конфедерация художественного кино.

Полная фильмография Жуде содержит 19 наименований, из них четыре короткометражных, два документальных фильма и один сериал. Наиболее известные и обильно награждённые: 2012 год. «Всё в нашей семье». Картина получила все высшие награды «Национальной румынской премии Гопо»: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший сценарий, лучшие мужские роли первого и второго планов и лучшая женская роль второго плана. Шесть призов в одну корзину! А ведь в Румынии знают толк в кино и избалованы целой плеядой творцов «новой румынской волны». 2015 год. «Браво». Приз Берлинского МКФ « Серебряный медведь» за лучшую режиссуру. Приз Пекинского кинофестиваля за лучшую операторскую работу. Двенадцать национальных премий Гопо практически за всё компоненты фильма. Выдвижение на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Номинация на премию Европейской киноакадемии за лучший сценарий. 2018 год. «Мне плевать если мы войдём в историю как варвары». Гран-при МКФ в Карловых Варах «Хрустальный глобус». Гран-при в Минске на МКФ «Листопад». 2021 год. «Неудачный трах, или Безумное порно». Гран-при «Золотой медведь» Берлинского МКФ.

03 июля 2022 г.
Комментарии