Новый «Шерлок Холмс» открыл нового Андрея Панина и Игоря Петренко
Дина Радбель
Не имеет значения, сколько серий нового «Шерлок Холмс» вы посмотрели. Даже если одну, то, наверняка, заметили необычную трактовку и интригующее распределение ролей. Непривычно смотрятся миссис Хадсон (Ингеборга Дапкунайте), Ирен Адлер (Лянка Грыу), Ватсон (Андрей Панин), Холмс (Игорь Петренко), инспектор Лестрейд (Михаил Боярский).
Роль Ватсона для Андрея Панина стала одной из последних. Артист, которому не надо ничего доказывать, все-таки доказал, что ему подвластны любые роли, и маска серьезного, мужественного, отважного, элегантного отставного офицера, выработавшего свой кодекс чести на войне — слилась с его лицом. Может, он и был таким, а навязанные кинематографом злодеи невольно исказили его истинное лицо...Это тот редкий случай, когда мы видим его героя со слезою на глазах, отражающей страдания всех обиженных.
Режиссер Андрей Кавун привнес в «Шерлока Холмса» свою интонацию и перенес акцент с Холмса на Ватсона, что дало возможность Панину сыграть большую, главную роль, при этом достаточно немногословную. Он даже хотел дать название сериалу «Ватсон и Холмс». На роль Шерлока пробовались Константин Хабенский, Иван Стебунов, Иван Охлобыстин, но именно Панин попал своим предполагаемым несовпадением. Жаль, что Андрей не успел полноценно озвучить фильм, но его голос «вытащили» со съемочной площадки, а что не успел, подхватил другой артист, да так, что никто не заметил.
Не смысла сравнивать все существующие экранизации, артистов, перебывавших в этих ролях, не надо делать фетиш из дуэта Виталия Соломина и Василия Ливанова, сыгравших в легендарном советском сериале Игоря Масленникова с незабвенной музыкой Владимира Дашкевича. Это были другие герои и другие задачи. Классического сыщика, гения дедукции Холмса (Игорь Петренко), которого придумал Конан Дойль в конце XIX века, превратили в эксцентричного чудака. Он действует и как логик, и как экстрасенс, возбуждаясь от озарений. Артист поломал свою природу, скосился, свернулся, спрятал лицо, изменил жестикуляцию, непривычно закурил. Он задирает голову, когда ждет ответа, приосанивается, когда прав, замирает, когда не хочет отвечать. К тому же новый Холмс не выглядит английским джентльменом, живущим на Бейкер-стрит 221Б, он здесь какой-то случайный, чужой. Да и можно ли быть своим в городе, где нет нормальных людей, где каждый за спиной прячет тайну, связанную с преступлением. Ватсону, благодаря инициативам Холмса, приходится узнать преступный Лондон и взвалить на себя груз ответственности.
Наблюдать за развитием отношений между Холмсом и Ватсоном, пожалуй, самое интересное в фильме. Актерский дуэт держится на разности характеров, и получается какой-то завораживающий сплав. На второй план уходит детективная история, ведь гениальная парочка всегда обнаружит и обезвредит преступников, а вот как поведут себя герои... Режиссер заставил Ватсона пройти через «огонь, воду и медные трубы», в то время как его многострадальный друг всегда где-то рядом, но не в пекле. Бедный, бедный Панин такого натерпелся! Уходящий куда-то вдаль в своем верном клетчатом пальто и терракотовом котелке, очень хочется, чтобы он вернулся, чтобы бросить скромный взгляд, сдержанно кашлянуть и совершить очередной благородный поступок...
Ватсон, спасибо, что живой...