Юбилейный, 65-й Берлинский кинофестиваль
Специально для «Фамильных ценностей» Оксана Гаврюшенко. Берлин.
Юбилейный, 65-й Берлинский кинофестиваль, покажет в своих программах 162 (!) мировые премьеры, из них 20 — в основном конкурсе.
Теренс Малик о вечном, а «Пионеры-герои» — о ностальгическом прошлом
Уже презентовали свои новые творения отдельные большие мастера, но как раз их картины не вызвали энтузиазма у прессы. За исключением, пожалуй, иранского затворника Джафара Панахи, который умудряется продолжать снимать кино, несмотря на запрет профессии в родном отечестве и ограничение личных свобод. Его конкурсный фильм «Такси» не имеет титров начальных и в финале (и это понятно в сложившихся для его группы условиях), зато полон иронии и не лишен сатирических нот, когда роуд-муви вырастает до социального мини-портрета современного иранского общества. За рулем — сам режиссер, среди пассажиров его такси будут разные люди (включая малолетнюю племянницу), будут разговоры о политике, религии, здоровье и наследстве. На сегодня в ежедневном рейтинге журнала «Screen International» фильм Панахи занимает одно из самых высоких мест, пропустив вперед лишь психологическую драму «45 лет» (Великобритания) с участием Шарлотты Рэмплинг. В самом низу критических предпочтений оказались «Королева пустыни» немецкого классика Вернера Херцога (1,9 балла), фильм открытия «Никому не нужна ночь» Изабель Койше (и участие Жюльетт Бинош в главной роли его не спасло) и франко-бельгийская картина «Дневник горничной» Бенуа Жако (уже третья экранизация романа Октава Мирбо). У двух последних фильмов по 1,7 балла.
Про похождения супруги исследователя Арктики Жозефины Пири (она же Жюльетт Бинош) в полярной ночи, и писательницы и путешественницы Гертруды Белл (она же Николь Кидман) — в песках аравийской пустыни, уже родились устойчивые шутки, что, мол, нужно показывать их дуплетом. И действительно, оба фильма как будто бы выдержаны в рамках историко-биографических. Во всяком случае, задумывались такими. Увы, в итоге не сложилось ни у Херцога, ни у Койше. И феминистский посыл здесь искать не нужно. В «Королеве пустыни» вообще смех возникал в пресс-зале незапланированно. Например, начальные титры — «Каир, 1914 год. Британско-арабское бюро». Представители обеих наций союзники и ведут переговоры. Конечно, мир изменился за сотню лет. Одними из самых забавных у Херцога являются фрагментарные сцены с участием Лоуренса Аравийского — Роберта Паттинсона в арафатке.
Седьмой фильм Теренса Малика, корифея и отшельника (на пресс-конференции после показа за него отдувались продюсеры и актеры, Кристиан Бэйл с Натали Портман), сохраняет его фирменный стиль. Так же как и в «Древе жизни» не ищите в «Рыцаре кубков» линейного повествования либо связного сюжета. Сценария изначально не было, и большинство сцен рождались благодаря импровизации. Условно режиссер разбивает свою конструкцию на главы, например, «Луна», «Суд», «Смерть», «Свобода».
Рик (Кристиан Бэйл, на которого всегда приятно смотреть), сценарист из Лос-Анджелеса, вначале пробуждается от чего-то, очень похожего на землетрясение. Позже под классическую музыку он блуждает в пространстве фильма, в этом особом космосе Теренса Малика, встречается с разными женщинами (сцены на берегу океана особенно хороши), вспоминает отца, посещает голливудские перформансы. Где его встречает по-испански экспансивный Антонио Бандерас. Впрочем, крупные актерские имена в инструментарии Малика всегда были лишь одним из элементов. И ставку на них режиссер не делает. Рик рассуждает о жизни и смерти, о рождении и искусстве, о любви, и о том, что от нее остается. Медитативно (закадровый голос принадлежит Бену Кингсли), будто из другой, параллельной вселенной, создается атмосфера фильма. Тягучая, эклектичная, но временами завораживающая. У Натали Портман, как она призналась на пресс-конференции, было 4-5 съемочных дней (ее героиня, любимая женщина Рика, появляется примерно за полчаса до финала двухчасовой картины, минут на десять). Кейт Бланшетт (она здесь врачеватель) и Фрида Пинто (модель, как и в жизни было с этой актрисой из Индии) также получили свои небольшие роли, как и уже упомянутый Бен Кингсли, а в эпизоде можно увидеть совсем уж неожиданно Сергея Бодрова.
Уходили с Малика прилично. На финальных титрах пресс-показа и посвистели (впрочем, аккуратно) и в то же время были выкрики «Wonderful».
Российское присутствие на нынешнем Берлинале, как известно, весьма обширно. Помимо фильма Алексея Германа в основном конкурсе, его покажут 10 февраля. «Под электрическими облаками» с Чулпан Хаматовой и Мерабом Нинидзе (оба снимались у Германа в «Бумажном солдате») — сборник историй о жизни людей на постсоветском пространстве, был задуман почти пять лет назад.
В параллельном конкурсе «Панорама» показали дебютный фильм Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои». Кудряшова — актриса по первому образованию, позже училась у Анатолия Васильева. Ее роль в фильме Веры Глаголевой «Одна война» была отмечена на актерском фестивале «Созвездие» в 2010-м.
И в своем режиссерском дебюте Наталья сыграла одну из главных ролей. Хорошо сыграла. Здесь вообще отличный кастинг, и дети «совпадают» с актерами — теми же персонажами, только в зрелом возрасте. Поколенческое кино получилось, для тех, кто застал эпоху.
...Трое бывших одноклассников маются в мегаполисе под названием Москва. Когда-то они жили в Нижнем Новгороде (откуда родом режиссер), мечтали о великом, хотели совершить подвиг, как пионеры-герои. Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей — их имена и портреты вплетены в ткань фильма, где будто происходит диалог между двумя мирами. Сегодняшние 35-летние знали другую страну в своем детстве. Это сегодня у них кризис идей и возраста, панические атаки и депрессия. В 1987-м, когда гремел «Прожектор перестройки» и вовсю «отрабатывали» антиалкогольный закон, Кате, Оле и Андрею было лет 9-10. Они были сознательными октябрятами, верили в шпионов, жаждущих убивать советских детей, и готовились повязать красный пионерский галстук. В страшном сне Кате как-то приснится, как она теряет этот самый галстук... У советских детей было странное детство — с почти маниакальным желанием походить на пионеров, о чьих подвигах долдонила пропаганда. До фанатизма. И маленькая девочка здесь всерьез страдает, примут ли ее в почетные галстучные ряды, если она не донесет на родного дедушку-самогонщика... Замечательный актер Юрий Кузнецов снялся в этой небольшой роли. Фильм, по словам Кудряшовой — признание в любви советскому детству. И этот особый, ностальгический камертон, очень выражен в картине. Здесь есть и смешные, и трагические моменты. Но есть и ощущение некой фантомной боли. Вразрез идеологии. Фильм можно показывать как пособие для будущих психологов. Жаль только, что «ухода в монастырь» с одним из героев избежать не удалось, такой непременный затертый донельзя атрибут, снижающий планку.
Очень любопытно, как скорреспондируется дебют Н.Кудряшовой с фильмом немецкого мэтра Андреаса Дрезена «Когда мы мечтали» (основной конкурс) о жизни молодежи в Лейпциге в годы воссоединения Германии. Примерно то же время.
Фильм «Пионеры-герои» будет представлен также в конкурсе Лучших дебютов (Best First Feature Award 2015).
Особое событие для российского кино ожидается 12-го. Берлинский фестиваль объявил о том, что в этом году специальный приз Berlinale Camera получит основатель и бывший директор Музея Кино Наум Клейман. Почетный приз вручается персонам или учреждениям, внесшим в нынешний облик киносмотра особый вклад, начиная с 1986 года. Награждение пройдет 12 февраля в Delphi Filmpalast. В этот же день будет показан посвященный Клейману документальный фильм Татьяны Брандруп «Кино — общественное дело» / «Cinema: A Public Affair». Где, разумеется, должен быть какой-то анализ, как стало возможным такое «нет пророка в отечестве своем», какого уровня оно достигло в наших широтах.