«Утомленные солнцем — 2: Цитадель». Режиссер имеет право использовать Божье вмешательство...
Дина Радбель
Никита Михалков, предваряя премьеру «Утомленные солнцем — 2: Цитадель», сказал: «Надеюсь, что зрители, посмотрев этот фильм, захотят увидеть „Противостояние“». И он оказался прав. Захотелось. Но это два разных фильма. С разными задачами. С разным киноязыком и кинопамятью. С разным отношением к войне. Не случайно Никита Сергеевич, сравнивая два своих детища, настойчиво повторяет: «„Противостояние“ — это метафизика войны, разрушения, а „Цитадель“ — метафизика созидания, счастья».
Может, поэтому и не хочется сравнивать и рассуждать, кто из убитых воскрес, и насколько уместно Виктория Токарева подхватила роль Дапкунайте.
Счастье — понятие относительное. Но очевидная малинка некоторых сцен и апофеоз ее в финале, дарят это ощущение, прежде всего, зрителям.
«Цитадель» — завершает кинотрилогию Михалкова. Все «утомленные» отняли и, в тоже время, подарили их создателю 8 лет. В последней части только актерских 190 работ, и, беда какая, более десяти человек из киногруппы не дожили до премьеры.
Герой Никиты Михалкова — Сергей Котов, легендарный комдив, он же генерал-лейтенант. Попало ему крепко от Сталина, отсидел как враг народа, подписал под пытками бумаги и отпустили его с перебитой совестью и рукой — на войну, в штрафбат, туда, где рядом немецкая крепость Цитадель. Но история (кроме Михалкова над сценарием трудились Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий-Власов и Глеб Панфилов) — не о том, как сражался и побеждал великий советский народ, не о героизме в целом, а о маленьких случайностях и больших поступках, перевернувших ход войны. Да, наверное, кто-то может обидеться, увидев такое «лицо» войны. Особенно, когда пьяный генерал, обезумевший от данной ему власти, отправляет шрафбат на бессмысленную атаку Цитадели, под пули, просто, чтобы места огневых точек обновить. И позже вторит ему в этом жестоком безумии Сталин, отправляя туда — же, но уже не обстрелянных штрафбатовцев, а 15 000 гражданских, вооружив их дубинками. Зачем? Чтобы впечатлить мир количеством павших за Цитадель «героев»... А народ, что в тылу, готов пырнуть ближнего ножичком не только, чтоб часами генеральскими обзавестись, да и за просто так.
Зато фашисты — сытые и холеные, засев в крепости «мирно» слушают Вагнера, и когда начнется, казалось бы, бессмысленное наступление, один из них заявит: «Не стрелять. Они — с палками, а я не палач. Если подойдут ближе, только тогда...».
Слоган фильма «Ни шагу назад!», и действительно, создается ощущение, что герои несутся только вперед, да назад и нет пути; несутся без страха и упрека, за родину, за себя — униженного и оскорбленного этой родиной, своим народом.
Никита Сергеевич сыграл Котова, как самого себя. Это его обиды. Его предательство. Его всепрощение. Его железная рука. Его посох. Его вождизм. Он, конечно, на белом коне. И на — танке, идущем на Берлин — Он. Такого Котова невозможно не полюбить, а он от Михалкова не отделим. И мы опять любим Михалкова.
Фильм на одну треть состоит из личных воспоминаний режиссера, связанных с чувством отцовства и со старой картиной, посвященной маленькой Ане и ее взрослению. Только теперь на ее месте Надя. «Цитадель» перекликается и с другими знаменитыми лентами Михалкова, да он и не скрывает этого. Здесь и флер «Неоконченной пьесы», и поступь «Чужого среди своих», и выпуклые характеры «Обломова». Михалков сплел удивительно живую, гибкую паутину из человеческих отношений, в которую могут попасть и комарики, и жучки, наделенные властью изменить ход событий. Как у Бредбери, когда смерть бабочки меняет весь мир.
Все доброе, созидающее, спасающее в «Цитадели» исходит от героев, сыгранных семейным трио — Никитой Михалковым и его дочерьми Надей и Аней.
Изнасилованная немцами девушка (Аня) рожает ребенка под бомбами, в кузове грузовика. И это «вражеское» дитя спасает всех, кто был рядом. А за рулем грузовика контуженая медсестра (Надя), дочь Котова. Она по жизни как святая, не говорит и творит добро, хотя и с кулаками. Дочь думает, что отец погиб, отец — что погибла дочь. Судьба сведет их на минном поле, казалось бы, в последний раз. Но взрыв деликатно прозвучит за кадром. А потом случится чудо: все будут живы и счастливы. Счастье-несчастье в «Цитадели» как сестры — близнецы. Котов безутешно любит жену Марусю (Виктория Токарева). И она, похоже, также любит его. Но есть Митя, энкавэдэшник (Олег Меньшиков), запутавшийся в своих чувствах. Он и манипулятор, и жертва, он тоже Марусин муж, но уже второй, а после него будет третий (Владимир Ильин) — уклонист, трус, человек маленький, но в семейном быту удобный. Это Марусин выбор — быть с ним, и, потея от страха, этот маленький человек говорит Котову: «Вы большой человек, Сергей Петрович, но если бы не было нас, маленьких людей, вы — большие люди — никогда не узнали бы, что вы большие». Такие маленькие — женщин берут слабостью, покоем и тишиной. С Михалковым, то есть с Котовым, и тишина взрывоопасна. Он не из тех, с кем коротают тихие вечера. Он — в ответе за всех. За себя и за Сталина. За Марусю и Митю. За тупого генерала. За солдата, вернувшегося домой без ног. За его свадьбу. За бесов. За ангелов. Человеческая история в «Цитадели» важнее исторической правды. Никита Сергеевич сказку превращает в быль. И наоборот. И ты уже не знаешь, может, и была Цитадель? Может, и правда некто Котов повел за собою многотысячную толпу, вдохновленную его отвагой и верой. И случилось то, что не должно было случиться: Цитадель «пала» без единого выстрела. Маленький паучок появился там, где его никто не ждал, став причиной хаоса, пожара. Объяснить это можно только Божьим вмешательством. Но такой режиссер имеет право воспользоваться этой услугой...