20 декабря — 30 марта 2012. Пути-дороги Татьяны Мавриной.
Приурочена к 110-летию русской художницы
Маврину называют «самой русской из всех художников». Ее неповторимый стиль легко узнаваем. В нем слились приемы росписи, заимствованные художницей из иконописи, народной игрушки, русского лубка, пряничных досок, изразцов. Волшебные животные, созданные Мавриной, органично связаны с образами русской народной сказки. . 20 декабря – день рождения художницы.
в Выставочных залах Государственного музея А. С. Пушкина ул. Арбат, 55/32
Татьяна Алексеевна Маврина (1900-1996) родилась в Нижнем Новгороде, окончила в Москве знаменитый ВХУТЕМАС, была ученицей Р. Фалька и Н. Крымова и участницей известной «Группы 13». Художница всегда откликалась на все веяния жизни. Ее трудолюбие восхищало окружающих, но для самой художницы рисовать, заниматься живописью было так же естественно и необходимо, как дышать. Она любила цитировать своего любимого поэта Александра Блока «Я сотворил свой светлый рай/ и окружил высоким тыном». Она умела подняться над обыденностью, потому ей удалось сделать так много.
Юбилейную выставку в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина, по праву можно назвать уникальной. Часть полотен и рисунков будет представлена зрителям впервые. Художница оставила огромное творческое наследие, но только сегодня оно открывается во всей своей полноте. Возможность публиковать и показывать в залах музеев все ее работы, «без изъятия», появилась сравнительно недавно. Юбилейная выставка даст зрителям ощущение настоящего праздника и, возможно, откроет новый взгляд на известного мастера.
Яркая экспозиция представляет около 200 единиц живописи, графики, предметов прикладного искусства, составлявших когда-то единую коллекцию, принадлежащую художнице. Зрители увидят на выставке ранние работы конца 1920-30 гг. – автопортреты, рисунки и натюрморты в стиле Пабло Пикассо и Анри Матисса, знамениты «нюшек» (обнаженную натуру) Мавриной, которых она считала «одной из самых занимательных тем для художника», натюрморты, портреты.
Особый раздел выставки занимают иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Эти рисунки, знакомые многим читателям с детства, являются основой ценнейшей коллекции Татьяны Мавриной, были ею подарены музею еще при жизни. Она передала музею анималистические рисунки, все иллюстрации к изданиям пушкинских сказок, начиная со «Сказки о мертвой царевне» (1962), поэмы «Руслан и Людмила» и завершая «Сказками» А.С. Пушкина (1974) – более 300 работ!
Над своей сказочной серией, принесшей, в том числе, и международное признание, художница работала более тридцати лет. В сказках она нашла близкую ей стихию народной жизни. Именно в этих работах наиболее ярко раскрылось удивительное, особенное «цветное видение» художницы. Оригинальное художественное решение Маврина искала для каждой сказки: «Надо пожить и подумать, поездить, порыться в своих записках, зарисовках, вернуться в свое детство...».
Государственный музей А.С. Пушкина по праву гордится своей уникальной коллекцией, связанной с творчеством Татьяны Мавриной и ее мужа, известного художника Николая Кузьмина. Они были верными друзьями музея и его помощниками на протяжении более 30 лет, а также одними из первых его дарителей. После смерти мужа, художница подарила музею еще около 300 своих рисунков и более 100 графических работ Николая Кузьмина к пушкинским эпиграммам, а также деревянные и глиняные игрушки из своей коллекции. Кроме того, особо следует отметить два уникальных предмета – икону «Огненное восхождение Илии пророка» (Северные письма, ХVI век) и блюдо «Садко» М.А. Врубеля, одного из самых любимых своих художников.
«Как долго живут вещи! Надо их больше дарить в те руки, где хранят. Какой толк от тех, что лежат у меня в папках», − написала однажды художница в своем дневнике. Сегодня уникальную «Коллекцию Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина», которая кроме произведений художников, включает предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, артефакты и документальный архив из личного собрания художников (более 2000 экспонатов), можно увидеть в Открытом мемориальном хранении ГМП. На юбилейной выставке представлена значительная часть этой ценнейшей коллекции.
Безусловный интерес у зрителей и специалистов вызовет на выставке серия с видами Москвы военного времени. С 1921 года Москва стала для Мавриной второй родиной. Любовь к старине пришла к художнице в суровые 40-е годы, когда она поняла, что все может погибнуть и необходимо спасти «красоту, запечатлев ее хотя бы на бумаге». В 1942-44 годах Татьяна Маврина исходила, весь город, от Кремля до окраин. Рисовала в альбомах, на небольших листах бумаги – церкви, башни, улицы, переулки, «опьяняясь подчас самими названиями: Чертольский, Хрущевский, Сивцев Вражек. Путинки — путь на Дмитров, на Тверь. В Хамовниках — ткачи, на Таганке — кузнецы...». На выставке представлено около 30 работ этого периода – здесь и «гигант Климент, и церковь Покрова «что на рву» (собор Василия Блаженного) с его узорной пестротой, «огород чудовищных овощей», и церкви Георгия Неокесарийского на Полянке и Воскрешения Христа в Кадашах. Более 1000 рисунков были сделаны ею в этот период. Пути-дороги Т.А.Мавриной – это ее жизнь и творчество. В рисунках она соединяла старинную архитектуру с текущей рядом с церквями и соборами жизнью. Художница много ездила по ближнему и дальнему Подмосковью, по Волге. В этих «путях-дорогах», как она сама их называла, черпала великое вдохновение. Старинные русские города восхищали, поражали, манили. Она «читала» их как живую летопись, связанную с историей и культурой русского народа. Этот пласт творчества Татьяны Мавриной также представлен на выставке.
К выставке подготовлен иллюстрированный буклет, где впервые воспроизведены уникальные работы художницы, а также выпущен каталог музейной коллекции художников, включивший научные статьи специалистов.