Редкая икона: «Лабиринт Духовный»
В подмосковном Ново-иерусалимском монастыре есть любопытная старинная икона «Лабиринт Духовный» достаточно редкой разновидности. Выглядит она так:
В центре иконы изображена лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости. А черненький лабиринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 2 выхода, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее). В иконе очень много всяких мелких деталек, которые можно долго разглядывать, разгадывая их значение.
В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
ЛАБИРИНТ В ДРЕВНОСТИ
Конечно, образ лабиринта гораздо древнее и древней Руси и античности вместе взятых — он известен еще со времен неолита, но мы рассмотрим его бытование в более современное время, а разгадку тайн Атлантиды и первобытных пещер оставим нашим читателям в качестве увлекательного домашнего задания.
Итак, известно, что изображения лабиринта помещались на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра и Реймса. В отличие от нашей иконы, где путь начинается от центра, здесь нужно двигаться наоборот, к центру лабиринта.
Лабиринт — это образ жизненного пути человека, который ищет свое собственное настоящее «Я», или, как сказали бы христиане, ищет Бога. Но где его искать?
Есть парадоксальная притча Энтони ди Мелло, иезуитского монаха. «Бог устал от людей и стал спрашивать ангела, где бы ему спрятаться от людей — на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов ему посоветовал: в человеческом сердце, вот куда он реже всего заглядывает».
Таким образом, затерявшись в пространстве и времени, человек может найти настоящего себя лишь в глубинах собственного сердца. А может и не найти — лабиринт гарантий не дает...
Тему тайных закоулок и лабиринтов также любил садово-парковый дизайн XVII века:
В плане, этот парк похож то ли на замочную скважину, то ли на конфорку электроплитки. На самом же деле, это — лабиринт духовной жизни, то есть душа человеческая, изображённая средствами садово-парковой архитектуры.
«ЛАБИРИНТ» НА РУСИ
В XVI веке на Русь проникают западноевропейские рыцарские романы и философские трактаты.
Русским читателям была известна книга чешского философа Яна Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако собственно иконописные изображения с этим сюжетом появляются только в XVIII веке и, хотя они основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви, к ним возникают некоторые вопросы. Разберемся, какие.
«НЕКАНОНИЧЕСКИЕ» ИКОНЫ
Недавно я оказался в компании священников, богословов и прочих бородатых интеллектуалов, это была лекция известного специалиста по иконам Ирины Языковой, посвященная так называемым «неканоническим» иконам. Показывались иконы с нестандартным сюжетом и на обсуждении выносился строгий вердикт, дескать, все это «западные влияния», двоеверие да язычество и давайте обратимся к Золотому Веку нашей русской иконописи, Дионисию и Андрею Рублеву, ведь все, что было позже них — это фу-фу-фу, неканонично, распад и маньеризм.
Мне тогда пришлось взять слово и «наехать» на почтеннейшую публику — ребята, давайте не будем устраивать древним иконам «фэйсконтроль» и заниматься любимой забавой русской интеллигенции — исправлением прошлого, а? Такие (нестандартные) иконы тоже выполняли свою функцию — это назидательные картинки, которые «переползли» в иконопись из смежных, околоцерковных сфер. Естественно, все хорошо на своем месте: в иконостасе такому образу, пожалуй, не место, а в притворе, у входа — самое то.
Конечно, сейчас во всех альбомах по иконописи репродукции выставлены подряд, как в каталоге IKEA, скучновато-дотошные комментарии искусствоведов никто не читает, поэтому совершенно неясно, какова функция той или иной иконы в пространстве реального храма и как это все вместе «работает». Так вот, это работает совершенно определенным образом, и чтобы не чувствовать себя в храме японскими туристами, необходимо знакомство с определенным сценарием, лежащим в основе того или иного произведения. Для церковного искусства таким сценарием служит частично Библия, также комментарии Отцов церкви и жития святых; плюс фрагменты античной истории, которые изучались в школах. Простые люди Гомера не читали, но кое-что к ним просачивалось в виде народного фольклора.
Знание всех этих вещей дает некий ключ к пониманию того, ЧТО изображено на древних фресках и иконах. В конечном счете, целью всех этих священных символов является возведение человека к нематериальной, или, как говорили на Руси, «умной» сфере. Часто это происходит в игровой форме, ведь церковный обряд — это игра людей и Бога, их Бога.
Икона «Лабиринт Духовный» и является частью этой игры богов и людей. Со стороны этот процесс может выглядеть как величественно-прекрасно, так и по-дурацки смешно — все зависит от культурного уровня участников.
Духовная сфера устроена как голограмма — «часть отображает целое» в виде зашифрованного комикса. Икона-комикс приглашает: сыграйте в опасную игру. Войдите в лабиринт.
Федор Пирвиц для «Фамильных Ценностей»