Адливанкин Самуил Яковлевич
(1897, Татарск, Могилёвская губерния — 1966, Москва)
Живописец, график, монументалист, представитель «левого крыла» советского искусства. Отличительные черты творчества — гротеск и экспрессия, опосредованно использовал приемы лубка.
С 1912 по 1917 учился в Одесском художественном училище, в классе у Кириака Костанди. С 1916 член общества «Независимых» в Одессе.
С 1918 года учился в ГСХМ в Москве у Владимира Татлина.
В 1919 году мобилизован в город Бузулук, где организовал артель художников, занимавшуюся агитационно–оформительским искусством.
В 1919 году командирован Наркомпросом в Самару уполномоченным по организации Высших Художественных Мастерских. Принимал участие в агитационно-монументальных работах и оформлении праздников.
Заведовал секцией изоискусства Самарского ГУБОНО (Губнаробраз).
В это же время Адливанкин познакомился с Георгием Ряжским и Николаем Поповым. Художники вместе ищут в искусстве новых реалистических форм на основе современной живописной культуры. Поиски приводят к созданию художественного объединения НОЖ («Новое общество живописцев») (1921-1922, Москва).
С 1923 года работал с Владимиром Маяковским в ОКНАх РОСТА, сотрудничал с издательством «Молодая гвардия», делал рисунки для журналов «Военный Крокодил», «Лапоть», «Красная газета», «Безбожник», работал на киностудиях «Союзкино» и «Союздетфильм».
C 1924 года жил в поселке Малаховка под Москвой, где преподавал рисование в колонии для беспризорных детей.
С 1932 — член МОССХ. В 1938-1939 годах работал над росписями павильона Дальнего Востока на ВСХВ в Москве.
В 1942 эвакуирован с семьей в Свердловск, работал в «Агитплакате». В конце 1943 возвращается в Москву.
Со временем творческая манера сглаживается, художник отказывается от экспрессивности в пользу колористической гармонии. О раннем периоде творчества изредка напоминают образы близких людей на портретах, написанные темпераментно и с некоторой долей гротеска.
Основные выставки: «Первая выставка картин „Нового общества живописцев“ (1922); „Антиимпериалистическая выставка“, (1931); „Искусство третьего, решающего года пятилетки“ (1931); „Художники РСФСР за 15 лет“ (1932-1933); „15 лет РККА“ (1933); персональная выставка, (1961, Москва).
Произведения представлены в ГТГ, ГРМ, в ряде провинциальных музеев.