МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Раиса Фричинская

Раиса Фричинская

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного редактора «Союзмультфильма» Раисы Фричинской. Она участвовала в создании двух сотен любимых картин: «Приключения Буратино» (1959), «Похитители красок» (1959), «Большие неприятности» (1961), «Впервые на арене» (1961), «Ключ» (1961), «Чиполлино» (1961), «Вовка в тридевятом царстве» (1965), «Каникулы Бонифация» (1965), «Шпионские страсти» (1967), «Малыш и Карлсон» (1968), «Винни-Пух» (1969), «Кентервильское привидение» (1970), «Щелкунчик» (1973), «Голубой щенок» (1976), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Трое из Простоквашино» (1978), «Приключения Васи Куролесова» (1981), «Жил-был пес» (1982), «Мартынко» (1987), «Влюбчивая ворона» (1988), «Медвежуть» (1988), «Лев с седой бородой» (1995) и т.д. Даже по этому небольшому списку видно, что работала Раиса Ивановна со многими выдающимися мастерами режиссуры и анимационной драматургии. Её обожали все. А если учесть, что Фричинская была постоянным соавтором внутристудийных капустников, то можно представить широту её таланта и интересов.

Раиса Фричинская окончила киноведческий факультет ВГИКа в 1949 году и устроилась младшим научным сотрудником инофонда Госфильмофонда СССР, затем была редактором литературной редакции Иновещания Всесоюзного радиокомитета. А в 1953 году пришла на киностудию «Союзмультфильм», где прожила (именно так) 40 лет.

Об этом счастливом периоде вспоминает коллега Раисы Фричинской Наталия Абрамова:

«На студии почти всех называли кличками, по именам ни в глаза, ни за глаза ни к кому не обращались. Цехановский был МихМих, Сутеев — Сутейка, Угаров — Угарушка, Назаров — Старенький или Назарушка, Шварцман — Лёля, Качанов — Ромашка, Боярский — Йосик. Я было почтительно обратилась к художнику Козлову „Григорий Митрофанович“, так он аж закричал: „Гришка я! А ты — Наташка, Наталия Николаевна“. Гриша в ту пору был уже взрослым художником, фронтовиком. И совсем уж потрясло меня, что великие драматурги Эрдман и Вольпин — это Эрдмашка и Вольпишка...

Поначалу я сидела в конце нашего длинного сценарного «амбара». Меня уже взяли на работу, но ни своего места, ни стола еще не было. Только стул. Помню, как с юга вернулись две загорелые красавицы Раиса Фричинская и Вера Тулякова. Они вошли в нашу комнату, и я влюбилась в них сразу!

По Райке сходила с ума половина студии, она обладала невероятным обаянием, с которым не могла сравниться ни одна американская звезда. Звали ее Рэйчел, это прозвище придумал Дежкин. Он ее обожал, но между ними постоянно шла игра страшной силы. Борис Петрович говорил: «Вы, дамочка, со Слободским живете, а у меня — Дисней!» Перепалки следовали одна за другой, но после они хохотали, и Дежкин подписывал ей свои записки: «КРЦ», что означало «крепко целую»...

И тут в редакции появился Саша Тимофеевский, и мы сразу поняли, что из себя представляем. Саша уже тогда был большим поэтом. Мы замерли до поры, но он нас расшевелил. Стал писать озорные кляузы то на меня, то на Райку, то на Майку Мирошкину... Левка Фричинский — муж Райки, известный киноартист, красавец — страшно ревновал ее к Тимофеевскому. И не только к нему. В те годы сотрудники студии группами ездили в разные республики СССР с выступлениями и фильмами, и после одной такой поездки Саша Тимофеевский написал:

«Напрасно Лев топиться хочет, Не тронул я ее красы, И не мои ее щекочут, А чьи-то рыжие усы». Это он намекал на присутствовавшего в группе Андрея Хржановского.

И еще:

«Скажите Рае,

Передайте Лёве,

Что про меня неправду говорят.

Я не упал с балкона в Кишиневе,

И, главное, ни капли не женат...»

Среди любимых легенд «Союзмультфильм» — работа с Фаиной Раневской над мультфильмом «Карлсон вернулся». Вся группа во главе с режиссёром Борисом Степанцевым получила колоссальное удовольствие от процесса. Единственное, от чего Фаина Георгиевна отказалась категорически — повторить свою фразу из кинокомедии «Весна»: «Милый... милый». Этими словами режиссер планировал завершить фильм. Актриса заявила, что произнесла их давно и в другом фильме. И величественно удалилась. Выручила Раиса Фричинская. Она встала к микрофону и сымитировала голос Раневской. Получилось органично.

Но всё заканчивается... В 1980-е годы студию начало лихорадить. Директоры сменялись один за другим, никого они не знали и знать не хотели. В какой-то момент начальником отдела кадров стал бывший полковник, присланный из главка, он сразу уволил всех пенсионеров, среди которых оказалась и заслуженный работник культуры РФ Раиса Фричинская.

Раиса Ивановна прожила 86 лет, до конца оставаясь общительным, доброжелательным, любящим мультипликацию человеком.

21 июля 2024 г.
Комментарии