«Утро» Татьяны Яблонской
В советское время по картине «Утро» Татьяны Яблонской школьники и студенты писали сочинения. Размышляли о том, какое светлое будущее ждет девочку, и какой хороший день впереди. И комната вся такая светлая и в растениях... Лишь немногие знали, что когда девочка выросла, то стала женой казахстанского художника, взяла его фамилию, переехала в Алма-Ату и посвятила себя мультипликации. Как художник-постановщик она работала на мультфильмах «Три желания», «Ходжа-Насыр», «На пригорке», «Дача» и др. Сегодня исполняется 83 года Елене Бейсембиновой.
Это одна из самых красивых легенд бывшей советской мультипликации.
Рассказывают, что когда Елена впервые приехала с молодым мужем к его родителям в Алма-Ату, то в комнате Арсена она увидела на стене вырезанную из журнала «Огонек» репродукции картины «Утро». Арсен немного смутился и сказал: — Знаешь, я ее повесил, когда только опубликовали в журнале. Прямо влюбился в девочку с этой картины. Но если хочешь, я ее сейчас уберу...
— Не надо, Арсен, не убирай. Потому что на картине — я.
— Да, эту картину мама писала с меня, вот только гуляющая по интернету история о том, что мой будущий муж Арсен якобы увидел репродукцию картины и влюбился в эту девочку, а потом уже мы с ним встретились, это все неправда, — рассказывала Бейсембинова в интервью казахстанской газете «Время». — Он полюбил меня настоящую. Хотя репродукция картины действительно висела у него дома, и когда я после первого курса приехала к нему в гости в Алматы, то увидела ее и сказала, что это работа моей мамы. Но тогда эта картинка у многих дома была.
Видимо, народная молва опоэтизировала эту историю, добавив ей романтических деталей. Но сам образ той картинной девочки уж очень точно передавал время. Татьяна Яблонская, как только началась война, уехала из родного Киева в Саратов, где вскоре и родила Елену. После победы семья жила в одной комнате с большим количеством родственников, и полученная потом двухкомнатная квартира казалась роскошью. В ней действительно была огромная стеклянная дверь на балкон, где Елена разводила растения и устроила целый сад. Дома Татьяна Яблонская над холстом не работала, а только делала наброски и зарисовки со своей старшей дочери.
— У меня были способности к спорту — я занималась художественной и спортивной гимнастикой, хотела стать балериной, но маму отговорили, сказали, что это тяжелая судьба для женщины. Тогда мама и решила, что я должна быть художницей, и чуть ли не силой определила меня в профессию. В Высшем художественном училище им. Строганова я и познакомилась с Арсеном. Он и его друзья уговорили меня на летних каникулах приехать в Алматы. Город меня покорил: арыки, по которым можно было ходить босиком, много зелени, чистые улицы. Конечно, семья Арсена предпочла бы видеть местную невесту, но мы через полгода, уже на втором курсе, в Москве поженились.
Они действительно жили долго и счастливо. Вместе иллюстрировали книги, работали в кино, растили сына Зангара. Прожили 40 лет, пока Арсен не отправился на небеса. А Елена Сергеевна некоторое время жила у сына в Канаде, но сейчас живет в Казахстане, на окраине Алматы.
Автор: Сергей Капков