МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

26 и 27 февраля. Живописный и букинистический аукционы.

26 и 27 февраля. Живописный и букинистический аукционы.

На аукционе «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии» (27 февраля) — большой раздел лубочных картинок времён Первой Мировой войны, 100-летие с начала которой вспоминает сейчас вся Европа. Здесь и произведения неизвестных мастеров, и картинки, нарисованные Лентуловым, Машковым, Малевичем и даже Маяковским.

Устроители аукциона отмечают также, что февральская «бумажная» коллекция на этот раз является почти учебником русской литературы, только тексты «классиков» представлены подборкой исключительно редких прижизненных и первых изданий.

В свете нынешней «холмсомании», любопытной выглядит подборка из 15 выпусков «Шерлок Холмс» издательства «Развлечение» — одна из знаменитых дореволюционных «грошовых» серий, которой зачитывались в начале 20 века.

Аукцион «Русская живопись и графика XIX-XX веков» (26 февраля) традиционно представляет качественную коллекцию российских картин, рисунков и иллюстраций — работы Н.Рериха, И.Шишкина, Н.Дубовского, Н.Крымова, И.Левитана, А.Боголюбова, Ю.Клевера, Р.Фалька, М.Клодта, А.Бенуа, М.Нестерова, А.Яковлева и мн. др.

Аукционный дом «Кабинетъ»
Центральный дом художника (Крымский вал, д.10) Зал № 1.
Предаукционная выставка проходит с 18 по 25 февраля

«Русская живопись и графика XIX-XX веков» Аукцион №23 (68) 26 февраля 18.00

«Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии»

Аукцион №21 (69) 27 февраля 17.30

Одной из главных тем аукциона «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии», который Аукционный дом «Кабинетъ» проведет 27 февраля в своем выставочном пространстве в ЦДХ, можно считать историю Первой Мировой войны, 100-летие с начала которой вспоминает сейчас вся Европа, — войны, чётко разделившей континент на два противоборствующих лагеря, и послужившей одной из причин серии прокатившихся по нему революций. Отдельный стринг аукциона (42 лота с 231 по 272) составляют лубочные картинки времён Первой Мировой. Это агитационные листы на злобу дня, со стилизованными, нарочито упрощёнными изображениями событий и военных действий и короткими объясняющими надписями, рассчитанными на «широкого», как сказали бы сейчас, часто малограмотного читателя начала XX века. Здесь и пропагандистские листы: «Подвиг донского казака Козьмы Крючкова», и лирические зарисовки: «Письмо на родину», и откровенные издёвки: «Чёрт нянчит своего сына из Берлина». Некоторые просто рекламируют военный заём в 5 ½ % с лозунгом «Всё для войны, всё для победы», другие детально изображают «Геройский подвиг и гибель знаменитого летчика Шт.-Капитана П.Н.Нестерова».

Здесь и произведения неизвестных мастеров, и картинки, нарисованные Лентуловым, Машковым, Малевичем и даже Маяковским. Известно, что в первые месяцы войны художники-авангардисты К.Малевич, М.Ларионов, А.Лентулов, Д.Бурлюк, И.Машков, В.Чекрыгин во главе с Г.Городецким создали группу «Сегодняшний лубок», возродившую старинные традиции батального лубка XIXв. В серии было издано не менее 23 листов, в основном, со стихами В.Маяковского, к тому же он был и художником нескольких лубочных листов. К примеру, вот этого: «Выезжал казак за Прут, видит немцы прут да прут. Только в битве при Сокале немцы в Серет ускакали».

Естественно примыкает к этому стрингу авангардное издание 1914 года — «Мистические образы войны», — альбом автолитографий Натальи Гончаровой, последняя работа художницы, созданная перед эмиграцией. Книги русского авангарда традиционно обширно представлены на торгах «Кабинета». Начиная с одной из первых авангардных книг — «Шарманки» Елены Гуро (1909г.), переходя далее к одной из первых авангардных работ в технике литографии Гончаровой: 6 иллюстраций к стихам поэта Тихона Чурилина (1912г.). И заканчивая хрестоматийными работами Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова «Игра в аду» (1914) и «Бух лесинный» (1913).

Устроители аукциона отмечают, что февральская «бумажная» коллекция в этот раз является почти учебником русской литературы, только тексты «классиков» представлены подборкой исключительно редких прижизненных и первых изданий. Среди них — первое и единственное прижизненное издание стихотворений Василия Львовича Пушкина, дяди великого поэта (1822 г.); первое и единственное прижизненное издание запрещенной впоследствии поэмы «Войнаровский» декабриста Кондратия Рылеева (1825г.); «Мои безделки» с первой публикацией «Бедной Лизы» Николая Карамзина и «Басни и сказки» А. Е. Измайлова; первое издание «Горя от ума» А.С. Грибоедова 1833 года,прижизненные «Басни» Крылова и прижизненное издание гоголевского «Ревизора» 1841 г. Творчество первого русского поэта представлено вторым изданием поэмы «Руслан и Людмила» (1828г.), двумя «Евгениями Онегиными» — первым отдельным изданием (1833 г.) и последним прижизненным миниатюрным изданием (1837 г.), а также отдельными публикациями в периодике — в альманахе «Подснежник» (1829 г.).

В продолжение темы классиков русской литературы в коллекции аукциона — первое издание «Воображаемой геометрии» Николая Лобачевского, в котором великий математик графически объясняет существование неэвклидовых пространств; первый выпуск собрания сочинений М.В.Ломоносова (1784 г.), а также подшивка номеров газеты «Московские Ведомости» (№ 53-70) от 1767 года — самой старой газеты Российской империи.

Аукцион «Русская живопись и графика XIX-XX веков», который пройдёт 26 февраля, традиционно представляет качественную подборку российских картин, рисунков и иллюстраций — работы Н.Рериха, И.Шишкина, Н.Дубовского, Н.Крымова, И.Левитана, А.Боголюбова, Ю.Клевера, Р.Фалька, М.Клодта, А.Бенуа, М.Нестерова, А.Яковлева и мн. др. Ряд офортов Ивана Шишкина, в том числе лист «Первый снег», с редкими для этого автора человеческими фигурами, в котором телегу с крестьянином ждёт в освещённой двери подбоченившаяся жена. Огромная, почти полутораметровая акварель «Упавшее дерево» Николая Перелыгина, участница XV Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года, — даже в наши дни создание акварелей такого размера доступно немногим мастерам. И интереснейшая, всегда привлекающая внимание покупателей, «сквозная» для всех последних живописных торгов «Кабинета», — тема журнальных карикатур и иллюстраций, работы Рудакова, Елисеева, Ремизова (Ре-Ми), Моора, Кукрыниксов.

Живописные лоты часто представляют особый интерес своим провенансом, безупречной историей своего происхождения и бытования. Такова акварель Перелыгина, таков и «Морской пейзаж» Алексея Боголюбова. Эта небольшая марина на дереве была предназначена самим художником для передачи в коллекцию основанного им в 1885-м году в родном Саратове Художественного музея имени Радищева, о чём свидетельствует надпись прямо посередине картины по нижнему краю: «В Рад Музей», однако позже Боголюбов передал работу российскому консулу в Париже, о чём также имеется собственноручная запись на обороте картины.

Любопытнейшей работой представлен Роберт Фальк. Это двусторонняя темпера с гуашью, датируемая 1930-ми годами. С одной стороны — «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней», с другой, написанная несколькими годами ранее, «Обнажённая в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги». Так как работа выполнена на бумаге, разделить её, сдублировать и превратить в две самоценные — невозможно. Первая — горизонтальная, а вторая — вертикальная, так что даже экспонировать их вместе затруднительно. Зато обе войдут в каталог-резоне Роберта Фалька.

На аукцион выставляется уникальная работа Александра Яковлева из его самой популярной и ценной африканской серии (написанной по впечатлениям так называемого «Чёрного похода» с автомобилями «Ситроен» в 1924-25гг.). Это — не традиционная для Яковлева графика или живопись, это тарелка с изображением африканской красавицы. Лот представляет собой исключительную редкость.

Самая высокая предварительная оценка на этих торгах — 6 — 7, 5 млн. руб. у этюда Николая Рериха из серии «Ладога» 1918 года.

ТОП-ЛОТЫ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ

Топ-лоты аукциона «Русская живопись и графика XIX-XX веков» 26 февраля.

Лот 51. Рерих Н.К. Этюд (из серии «Ладога»). Картон, м. 21х70. 1918. 6-7,5 млн. руб.

Лот 47. Дубовской Н.Н. Ночь. Фонтанка. Х, м. 53х71. 1910-16гг. 4,45-6 млн. руб.

Лот 66. Крымов Н.П. Деревенский вид. Звенигород. Х, м. 41х48. 1924. 3,5-4,5 млн. руб.

Лот 22. Левитан И.И. Пейзаж с рекой. Х, м. 18х29,8. Конец XIXв. 2,35-2,9 млн. руб.

Лот 18. Боголюбов А.П. Морской пейзаж. Дерево, м. 17,5х27. 1870-80-е. 1,9-2,5 млн. руб.

Лот 50. Высотский К.С. Былая потеха. (Охота зырянина-олончака на медведя). Авторский вариант. Х.М., 86,2х114,6. Середина 1910х-1920гг. 1,5 — 2,2 млн. руб. Лот 23. Клевер Ю.Ю. Зимний закат у пристани. Х., м., 48,3х79,7. 1892. 1,4-2 млн. руб. Лот 96. Фальк Р.Р. Двусторонний рисунок. Бум, гуашь, темпера. 35х47. Сер. 1930-х. 1,3-2 млн. руб.

Топ-лоты аукциона «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии» 27 февраля.

Лот 7. Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили, приписанные Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине и Правительнице Всея России. СПб, 1741. 3,3-4 млн. руб.

Лот 17. Дандре-Бардон М.-Ф. Образование древних народов... СПб, 1775-76. 1,9-2,2 млн. руб.

Лот 41. Пушкин А. Евгений Онегин. Роман в стихах. Спб., в типографии Александра Смирдина, 1833. 1,4-1,8 млн. руб. Лот 34. Пушкин А. Руслан и Людмила. Поэма. Издание второе, исправленное и умноженное. СПб., в типографии Департамента народного просвещения, 1928. 1,15-1,4 млн. руб. Лот 1. Триодь постная. Печатник Андроник Тимофеев Невежа. М, 1589. 600-750 тыс. руб.

Лот 225. Крученых А., Хлебников В. Бух лесинный. Обложка и рисунки О.Розановой. Пг, [1913]. 400-500 тыс. руб.

Лот 206. Белый А. Символизм. Книга статей. М, 1910. С автографом Белого на авантитуле. 350-500 тыс. руб.

Лот 37. Лобачевский Н. Воображаемая геометрия [Казань, 1835]. 310-360 тыс. руб.

Лот 275. Гончарова Н. Мистические образы войны. М, 1914. 250-300 тыс. руб.

Лот 30. Рылеев К. Войнаровский. М, 1825. 240-300 тыс. руб.

Более подробная информация и каталоги аукционов на сайте АД «Кабинетъ» http://www.kabinet-auktion.com/

13 февраля 2014 г.