Аукцион в Севастополе
25 июля 2014 года галерея «Арт-Бульвар» проведет аукцион №5 «Живопись и графика. Крымская художественная традиция XX-XXI столетий».
Представленный срез работ охватывает период с начала ХХ века по начало ХХI века. Торги состоятся в канун Дня Военно-морского флота в курортном комплексе «Аквамарин» по адресу г.Севастополь, ул.Парковая 11. Начало торгов в 19:00.
Предаукционная выставка пройдет в галерее «Арт-Бульвар» с 5 по 24 июля.
Веб-сайт: http://www.art-bulvar.com/
Есть возможность принять заочное участие.
В этом году аукцион живописи и графики крымской художественной традиции отмечает свой маленький юбилей: он проводится в 5-й раз.
Срез работ 4 предыдущих аукционов не только удовлетворил потребности любителей живописи, но и развил азарт к пополнению коллекций: одним хочется новых, ярких, необычных по технике и сюжету работ, другие, наоборот, острее хотят ощутить время как в работах старых мастеров, так и современных художников.
Каждый аукцион интересен тогда, когда по работам его можно проследить историю искусства. И не только Крыма. 5-й аукцион предоставляет такую возможность.
Каждый год нижняя граница представленных работ углубляется. В этом году определенной сенсацией можно считать появление на аукционе литографии В.Ф. Тимма «Успенский монастырь вблизи Бахчисарая в Крыму» (44х30) 1856 года. Василий Федорович, за год до этого получивший звание академика, во время Крымской войны сопровождавший великих князей, оставил множество графических свидетельств батального и бытового жанров. Неудивительно потому, что крупным собранием его графики обладает Музей Героической обороны и освобождения Севастополя. Большинство же работ этого автора — в музеях Москвы и Петербурга.
Жизнь и творчество Максимилиана Волошина — яркая страница истории не только крымской культуры, но и серебряного века в целом. Акварели его уже давно в частных коллекциях. Представление их к торгам — еще одна его сенсация нынешнего аукциона. Прекрасно знавший мировую культуру и тонко чувствующий особенности стилей и эпох, в своих коктебельских акварелях, как художник и поэт, он следует японской художественной традиции.
Серебряному веку принадлежит по времени создания — 1910-й год и акварель «Маки» (40х28) А. Шнейдер, прекрасно оформленная в стиле модерн.
Появление волошинских листов на аукционе — это еще и чуткость организаторов аукциона, заметивших развивающуюся моду на Восток и его стилизацию. Среди представленных к торгам лотов — композиции в стиле дальневосточных свитков П. К Столяренко «Весна» и «Осень» (обе — 1961, картон, масло, 70х28) и «Весна» (холст, масло, 65х21) В.П. Цветковой, сочные бытовые зарисовки мастера женских портретов Р.Р. Рамазанова «В саду» (80х60) и «Восточный орнамент (100х70, обе — 2013, холст, масло). Лермонтовским романтическим Востоком дышит „Уч-Кош“ (1969, холст, масло, 79х124,5) С.И. Бакаева. Стильная линия М.Ю. Семашина („Чайник на белом“, 2011, бумага, карандаш, 50х45) и глубина цвета „Натюрморта с кувшинами“ (холст, масло, 50х68,5) А.И. Стремского также несут в себе утонченность Востока. Легендой крымского Востока видится „Чуфут-Кале“ (1968, картон, масло, 49х52,5) В.Н. Филатова. Работа уникальна еще тем, что ТАК (монументально) мастер уже не работает. Его манера сменилась, стала динамичнее.
Особо хочется остановиться на самаркандских этюдах 1940-х годов Александра Адамовича Пузыревича. В этот город он попал в годы Великой Отечественной войны студентом Московского художественного института имени В. И. Сурикова, который был эвакуирован в Самарканд. Картоны А.А. Пузыревича не только прекрасные зарисовки (не зря он потом станет и педагогом), но и свидетельство времени, когда значение имеет каждая деталь, когда и солнечный луч, и цветок воспринимаются, ценятся по-особому.
Хорошая живопись — как вино: чем старше, тем выше ценится. Хронологический охват работ этого года — от второй половины 19 века до произведений, созданных в этом году.
Пятидесятые годы ХХ века представлены на аукционе небольшим количеством произведений, достаточно полно представляющими художественную картину этого времени.
Ученик знаменитого баталиста Н.С. Самокиша, Михаил Михайлович Степанов остался верен этому жанру, предпочитая морские баталии. Его «Бой крейсера „Варяг“ и канонерской лодки „Кореец“ с японской эскадрой» (1952, холст, масло, 99х149) — этому подвигу в этом году исполнилось 110 лет — не просто мастерское произведение, но и удивительное свидетельство сталинской послевоенной эпохи, когда от героев гражданской внимание и интерес художников перешел к дореволюционным подвигам и событиям отечественной истории.
В лучших традициях социалистического реализма — радостных, оптимистичных — выполнен этюд народного художника Украины Петра Кузьмича Столяренко «Порт» (1954, картон, масло, 24х70): теплые мажорные тона, горизонтальный формат, подчеркивающий широту пространства.
Традициями русского реализма, его вниманием к внутреннему миру человека характерен и портрет работы заслуженного художника Украины и Автономной Республики Крым Зиновия Ивановича Филиппова «Однокурсница» (1955, картон, масло, 43,5х55,5). Он фотографически точен и вместе с тем мягко лиричен.
В по-акварельному нежных картоне и холсте народного художника Украины Якова Александровича Басова уже ощущается оттепель. В них нет так часто присущей его работам экспрессии: здесь он словно останавливает прекрасное мгновение, завораживая и нас прозрачной тишиной красоты «Летнего Севастополя» (1959, картон, масло, 47,5х66), глубиной цвета на фоне холодной скатерти «Цветов и яблок» (1957, холст, масло, 59х89).
Особняком в искусстве 1950-х-1960-х годов стоит графика Анатолия Александровича Козлова («Инкерман. Домик в скале», 1958, бумага, цветная авторская линогравюра, 19х14; «Судакская крепость», 1967, картон, гуашь. 19,5х20(29,7х39,8). Не изменяя себе, он продолжает традиции ленинградской графической школы. Именно к таким, так называемым «тихим художникам», третьему направлению отечественного изобразительного искусства, не представляющих ни соцреализм, ни андеграунд, приковано сейчас внимание отечественных историков искусства.
1960-е годы — это оттепель, начало «сурового стиля», это приподнятый «железный занавес», повторное знакомство с импрессионизмом и авангардом, погружение в древнерусскую культуру.
«Суровый стиль» почти не коснулся напоенной солнцем и светом крымской живописи. Но некоторые черты этого времени на аукционных работах можно проследить.
Пустеет пейзаж. Как в 1930-е годы. Улицы, поля, набережные — безлюдны. Это мы видим и в пейзажах, представленных к торгам.
Ностальгически-грустный и одновременно монументальный «Крымский мотив» (1960-е, картон, масло, 55х58,5) М. Кузьминкова, тишина «Долины у Кара-Дага» (1962, картон, масло, 40х70) Н.С. Гаврилюка и «Феодосии» (1960, картон, масло, 33,5х50) Н.А. Шорина, в которой, единственной, можно проследить простоту композиции и нарочитую будничность «сурового стиля» подтверждают общую тенденцию времени.
Акварели П.К. Саушкина «Матросский клуб» (1964, бумага, акварель, 34.5х60) и «У библиотеки Толстого» (1966, бумага, акварель, 38х60) — как старые фото с милыми, уже забытыми подробностями, которые так радостно узнаются.
Путевая зарисовка заслуженного художника Украины Геннадия Яковлевича Брусенцова «Суздаль» (1968, бумага, темпера, 44х64) — попытка стилизации, свойственной графике неорусского стиля начала ХХ века.
Холст заслуженного художника Украины Павла Петровича Мирошниченко «В предгорьях Крыма» (1969, холст, масло, 59х181) удивительно соединил в себе лучшие черты отечественного соцреализма с лиричностью. Трогательная деталь времени — старый автомобиль — придает этой работе особую теплоту.
Лучшим пейзажем этого времени среди представленных на аукционе, безусловно, является «Уч-Кош» (1969, холст, масло, 79х124,5) заслуженного художника Автономной республики Крым Сергея Ивановича Бакаева. Горные пейзажи — особо удающаяся ему тема. Торжественно-прекрасное изображение в сложной композиции, богатое по колориту — один из шедевров мастера.
Марины этого времени, как всегда,- романтичны. Они разнятся: в шедевре П.К. Столяренко «Паруса» (1963, картон, темпера, 59х90,5) — звенящая тишина; в этюде А.М. Афанасьева «На пирсе» (1961) в синеве моря и неба — предчувствие ветра, надувающего паруса; в «Морском прибое» (1960, холст, масло, 60х90) С.К. Ярового — тревожное ощущение надвигающегося шторма.
Прост и изысканно красив натюрморт В.П. Цветковой «Подснежники» (1960, картон, масло, 35х49). Написанный не столько цветом, сколько оттенками трех-четырех цветов, он холодные тона сделал удивительно теплыми. 1970-е принято считать временем застоя. Но к искусству это не относится. Никогда оно не было так разнообразно — по жанрам, техникам, манерам, как в 1970—первой половине 1980-х годов.
Символ этого времени — набросок официального группового портрета «Посещение М.И. Калининым завода им. С. Орджоникидзе» (1970, бумага, карандаш, 45х54) П.К. Саушкина. Тогда подобные работы составляли большинство официального заказа. Теперь они — редкость.
А для души, а часто и ради хлеба насущного художники писали пейзажные этюды и натюрморты. Именно в этих работах часто проявляется индивидуальность художника.
Что бы ни писал Петр Кузьмич Столяренко,- это всегда будет шедевр. Вот и в эпическом пейзаже «Можжевельники» (1973, холст, масло, 80х70) словно душа Крыма выражена. Пейзаж необыкновенно красив, к колориту мастер подошел осторожно, словно сдерживая себя, но его восхищение вспыхивает в разных местах холста, придавая ему особую торжественность. Мастер монументален даже в акварели: «Улочка» (1970, 64х72).
В пейзажах 1970-х-1980-х иногда уже появляются люди (С.И. Бакаев «Улочка», 1970, 42х59,5; Этюд, 1986, 34,5х75, оба — бумага, гуашь), нарастает драматизм (его же «Прибой» 1983, картон, масло, 35,2х56).
В холсте народного художника Украины Анатолия Ивановича Сухоруких «В Керчи» (1975, холст, масло, 78,5х98,5) ощутимо не только живописное мастерство, но и графическое, а также — композиционное в почти музыкальном ритме вертикалей.
Представленные пейзажи этого времени объединяет общий план: почти все они поданы издали. В этом есть какая-то радостная приподнятость: и «зеленый шум» в «Весне» (1971, картон, масло, 50х70) Геннадия Арефьева,
и торжественность «Осени» (1974, холст, масло, 103х94) А.Е. Стрелова, и выразительность диагоналей В.А. Соколова («Седнев»,1970-е, 35х50,5) и П.К. Коломойцева («У мыса Сарыч», 1976, 49,5х80, обе — картон, масло), и в маринах М.В. Кобыленкова («Пейзаж», 1978, холст, масло, 71х116) и М.Ф. Чухланцева («Берег», 1974, бумага, гуашь, 45х50).
Есть пейзажи, возвращающие нас в прошлое. Таковы «Восход» А.Е. Стрелова — варианты 1984 (холст, масло, 100х120) и 1985 (оргалит, масло, 45х42,5) годов и «Ночь на Батилимане» (картон, масло, 24х33) Г.Я. Брусенцова, которая не просто красива. Она относит нас к лучшим традициям отечественного морского пейзажа — от И.К. Айвазовского до Н.С. Барсамова.
Еще один шедевр этого времени — романтически-драматическая марина народного художника Украины Виктора Ивановича Толочко «В грозу» (1980, холст, масло, 100х150). Она настолько красива и торжественна, что воспринимается уже как картина сотворения мира.
Красивы, насыщенны по цвету натюрморты этого времени: художники уже не хотят сдерживать своих чувств в восхищении красотой этого мира: натюрморты А.И. Сухоруких А.И. («Натюрморт с лимоном», 1981, картон, масло, 40х45), Я.А. Басова (1979, бумага, акварель, 51х53,5), С.И. Бакаева (1977, картон, гуашь, 21х30), Н.К. Таирова («Натюрморт с грушами», 1981, бумага, акварель, 45х66,5).
Из общего ряда выпадает, как всегда выпадало его творчество, портрет-тип (автопортрет? Портрет друга — Вячеслава Яковлева?) «Скульптор» (1976, картон, масло, 70х49,5) Геннадия Арефьева. Скупой по цвету, выразительный по композиции и силуэту, он объясняет еще прижизненный интерес к его творчеству современников — искусствоведов, ученых, поэтов, журналистов.
Как всегда, мало работ 1990-х годов: это время не благоприятствовало искусству. Тем приятнее встреча с прекрасно выполненными натюрмортом «Жёлтые розы и синие гладиолусы» (1991, холст, масло, 70х60) и пейзажем «Крымские пальмы» (1998, холст, масло, 80х70) В.Н. Волкова — сочными, красочными, традиционными для крымской живописи, и нежным по цвету, лирико-динамичным натюрмортом одного из старейших крымских художников В.Н. Филатова «Осенний цвет (букет)» (1991, оргалит, масло, 78х58).
Работы нашего века — свободны в творческом выражении художника, разнообразны по технике, сюжету, жанру, часто смешанным. Постмодернизм сказался в цитировании известных произведений или имен в композициях, колорите или общем настроении.
Так, иконописная традиция узнаваема в ликах серии «Климент, папа Римский (оба — 2012, холст, масло, 45х35) Елены Вильчуковой; русский лирический пейзаж — в акварели Л.С. Герасимова „Пришла зима“ (2008, 43,5х58,5); элегии серебряного века — в пейзажах („Херсонес. Весна. Сирень“, 2013, холст, масло, 70х80 и „Туман. Весна“, 2013, холст, масло, 30,5х60,5) Е.А. Молчановой-Дудченко, „Конец сезона. Верхняя дача“ (2010, холст, масло, 70х80) И.Н. Шипилина и „Вечер в Гурзуфе“, 2003, холст, масло, 57х67) П.В. Шумова; академические традиции советской школы — в холстах Н.С. Моргуна „Розы“ (2003, 93х61) и „Перед выступлением“ (2004, 102х77) и щедрости натюрмортов А.В. Смирнова, пронзительность оттепели — в темперах 2013 года И.А. Поздеева „Вид Херсонеса“ (60х80) и „Севастопольская бухта“ (50х100), холсте „На причале“ (2011, 50х80) молодой художницы Е. Спиртус.
Особа светоносность работ нашего века: «Весны на Приморском бульваре» Е. Молчановой-Дудченко (2008, холст, масло, 70х80), распахнутых холстах А. Гудзикевича «На крымских просторах» (2013, масло, 100х180), «На юге» 2014 (акрил, 80х100), «Южная весна» (2014, акрил, 50х50), «Натюрморте» М. Мезенцевой (2013, картон, масло, 51х66,5).
Выразительны детский портрет с трогательным названием «Барышня» А. Сырбу (2013, холст, масло, 120х70) и графические символы-игрушки «Трубач» (33х25) и «Шах» (32,5х24, оба — 2004, бумага, тушь, перо).
Креативный зритель не пройдет мимо нестандартной акварели на бумаге ручной выделки «Мой папа капитан» (2013, 60х144) Воцмуша (Александра Шумцова, динамичной, «киношной» (ее автор действительно обучался во ВГИКе анимации).
Никому не подражают молодые: им не хватает яркости масла — и они берутся за акрил (А. Гудзикевич и А. Орлов), им мешает форма — и они сводят ее к условности (А. Иноземцев, Э. Кулиш, М. Мезенцева). Их работы способны радостно «взорвать» даже самый унылый интерьер.
Мастерам же достаточно прежних выразительных средств. Они уже достигли того уровня, когда выразить себя, мысль или идею, настроение могут одним-двумя цветами, кажущимися на первый взгляд традиционными композицией или сюжетом, как в пейзажах В.Д. Бернадского и Р.П. Марманова, экспрессиях В.Н. Филатова, натюрмортах 2005 года З.И. Филиппова, напоенных солнцем и светом холстах смешанного жанра В.Н. Волкова.
Настоящие шедевры, которые нельзя пропустить, шедевры уровня Треьяковской галереи и Русского музея в Санкт-Петербурге — холсты учителя и ученика: Геннадия Дереджиева («Феодосия», фанера, масло, 119х80; «У крымских берегов. Судак»,ф,.м. 83,5х109,5) и Игоря Шипилина («Начало апреля. Ялта. Васильевка», 2012, холст, масло, 60х70; «Вечер в Гурзуфе», 2013, картон, масло, 60х80). Это эпические пейзажи, говорящие с нами о пространстве и мироздании, вечности и мгновении.
Думается, что наполненность аукциона разнообразными по времени создания, технике, жанру и цене работами сделает его, как и четыре предыдущих, по-юбилейному успешным.
Лот №66
Волошин Максимилиан Александрович (1877 — 1932)
Асе-привет. 1931
Бумага. Акварель. 14х10
1800-3000 $ / 63000-105000 RUB
Лот №73
Степанов Михаил Михайлович (1888 — 1953)
Бой крейсера Варяг и канонерной лодки Кореец с японской эскадрой. 1952
Холст. Масло. 99х149
12000-15000 $ / 420000-525000 RUB
Лот №4
Саушкин Павел Кузьмич (1930 -2008)
Посещение Калининым завода им. Ордженикидзе. 1970
Бумага. Карандаш. 45х54
400-600 $ / 14000-21000 RUB