Лондон, 21 июня Sotheby’s
Кандинскй Путь к абстракции
Этим летом Sotheby’s представит на торгах одну из лучших работ раннего периода творчества Кандинского, находившуюся в семейном собрании начиная с 1920-х годов. «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» впервые будет выставлена на аукцион, эстимейт в £15-20 млн.
В 1909 году Василий Кандинский находился на краю радикальных перемен, которым было суждено изменить ход истории изобразительного искусства. Это время стало важной вехой в творчестве художника: он делает первые шаги на пути создания нового изобразительного языка. Работы, созданные Кандинским в этот переломный год, крайне редко появляются на рынке (в 2012 году, другая картина Кандинского, датированная 1909 г. была продана за £ 23 миллиона — рекорд для произведений художника, который был увеличен лишь совсем недавно).
Этим летом Sotheby’s представит на торгах одну из лучших работ раннего периода творчества Кандинского, находившуюся в семейном собрании начиная с 1920-х годов. «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» впервые будет выставлен на аукцион с эстимейтом в £15-20 миллионов.
Летом 1908 г. Кандинский и Габриэль Мюнтер в компании еще нескольких друзей-художников, среди которых был и Алексей Явленский, проводили лето в горной баварской деревушке Мурнау. Величественные ландшафты, поражающие своей безмятежностью и живописными видами, побудили Кандинского к новому языку живописи. Кандинский был одним из первых, кто создал стиль «экспрессионизм», отличавшийся мощными цветовыми созвучиями и энергичными, сочными мазками красок. Художник находился под сильным впечатлением от работ художников-фовистов, отличавшихся интенсивной цветовой палитрой, не избежал он и влияния Поля Сезанна, смело разрушавшего устоявшиеся представления о формах и структурах, как и Винсента Ван Гога, с его новаторской идеей трансформации пейзажа. В исполненном динамизма полотне, с яркими цветовыми акцентами, Кандинский впервые объединил три революционных направления в живописи, создав при этом мощный по своей выразительности совершенно новаторский стиль. Его манера работы с цветом основывалась на вере художника в реальность духовного мировосприятия, способного раскрыть чувства под влиянием музыки и красок. Синий цвет — самый одухотворенный и наиболее важный в палитре художника, в этом полотне явно играет доминирующую роль.
Впервые картина «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» была представлена широкой публике в королевском Альберт-Холле в 1910 году, когда она была отобрана как наиболее яркий пример творчества Кандинского на лондонском салоне союза художников. Это элитарное объединение, известное как ААА, было основано Френком Раттером, арт-критиком газеты «Санди Таймс» с целью продвижения творчества искусства модерна в Великобритании. Благодаря этому событию Кандинский приобрел широкую известность как видная фигура современного искусства в Европе, а его творчество концептуально перекликалось с работами художников Группы Блумсбери. Затем, в 1921 году картина была представлена на первой крупной ретроспективной выставке художника в революционной галерее Герварта Вальдена «Дер Штурм». Столь ранняя история публичного экспонирования картины говорит об исключительно важном месте этой работы в творчестве Кандинского. А почти век спустя после этого события, картина снова вернулась в Лондон для показа на знаменательной выставке в галерее Тейт-Модерн в 2006 году. Став настоящей сенсацией, как среди знатоков искусства, так и широкой публики, эта выставка наглядно продемонстрировала удивительную трансформацию Кандинского из фигуративного пейзажиста в мастера абстракции. Многие годы картина находилась в Тель-Авивском музее изобразительных искусств по договоренности с её владельцами, а её небольшой эскиз хранится в собрании Государственного Эрмитажа в Петербурге.
Картина Василия Кандинского «Композиция с белыми линиями», исполнена ярких и мощных цветовых сочетаний картина высоко ценилась и самим художником. Впечатляет и её выставочная история, начавшаяся вскоре после её создания. Следует отметить, что эта картина никогда ранее не выставлялась на аукционах и впервые будет представлена на Sotheby’s в категории «Импрессионисты и искусство ХХ века», эстимейт, превышает $35 млн.
Sotheby’s, Лондон — Картина Василия Кандинского «Композиция с белыми линиями», написанная на пике творческого освоения жанра абстракции, ярко демонстрирует всю суть подлинного новаторства этого художника. Разрывая традиционную ассоциативную связь цвета с конкретной репрезентативной задачей, Кандинский наглядно демонстрирует, что цвет может стать основным элементом живописного произведения. Произведение было создано в знаменательном для истории искусства 1913 году. В нем воплотилась вся суть Кандинского, подлинного новатора и изобретателя нового языка в живописи, кардинальным образом изменившего наше понимание и представление о смысле искусства. Уже в самом начале творческой карьеры Кандинский осознал, что его путь ведет к созданию совершенно нового изобразительного языка, способного изменить ход развития современного искусства. В письме, которое он отправил в 1904 году Габриэль Мюнтер, есть такие слова: «Без преувеличения я могу сказать — если мне удастся преуспеть в решении этой задачи, я смогу показать новый, прекрасный путь в живописи, открывающий возможности бесконечного развития. Я вступил на эту дорогу... и добьюсь признания, рано или поздно». Эта задача была решена в 1913 году, когда художник в совершенстве овладел искусством абстракции в самом чистом, лирическом выражении.
Исполненная ярких и мощных цветовых сочетаний картина высоко ценилась и самим художником. Впечатляет и её выставочная история, начавшаяся вскоре после её создания. Следует отметить, что эта картина никогда ранее не выставлялась на аукционах и впервые будет представлена на Sotheby’s в категории «Импрессионисты и искусство ХХ века», эстимейт превышает $35 млн.
Написанная в тот же год, что и другие выдающиеся работы Кандинского, Композиции VI и VII, «Композиция с белыми линиями» — это своеобразный синтез обоих названных примеров «абсолютной» живописи, но в то же время совершенно особенное, ни на что не похожее, самостоятельное произведение. В те годы творческий метод Кандинского-живописца основывался на гармонии звуков в музыкальной композиции. Художник был убежден, что цвету каждой краски, как и звуку, соответствует определенная эмоциональная реакция. К примеру, мягкий зеленый цвет «звучит» как нежная скрипичная нота, а смешанный желто-зеленый цвет напротив, создает ощущение более высоких скрипичных нот. И наоборот, сочетание синего и зеленого «звучит» как приглушенный альт.
При этом в картине явно прочитываются мотивы, навеянные романтическими образами «старой Руси» и впечатлениями от народных сказаний. На примере двух предварительных акварельных эскизов мы можем проследить трансформацию вполне «читаемого» городского пейзажа с его высокими колокольнями, парой лошадей, красным мостом и превращение этих конкретных образов в окончательный вариант с его яркими цветовыми пятнами и стремительными линиями. Таким образом, эта работа художника исключительно важна для понимания концептуального подхода Кандинского к абстракции, предопределившего дальнейший путь развития живописи в ХХ веке.
В декабре 1914 года, год спустя после создания «Композиции с белыми линиями», Кандинский возвращается в Москву, после почти двадцатилетнего пребывания в Германии. Надвигающаяся на Европу война заставила его изменить привычный образ жизни, а когда Германия объявила войну России, он был вынужден покинуть страну, которую он считал родиной художника Кандинского.
«Композицию с белыми линиями» Кандинский впервые представил на выставке в Германии в 1913 году. На её примере художник хотел познакомить широкую публику со своим творчеством, с тем, чтобы донести свои творческие идеи и до исторической родины, что он и сделал спустя два года, представив картину для показа в Одессе и Москве на знаменательной выставке в 1915 году. В последующие четыре года пребывания в России художник, известный своей полной аполитичностью, стал свидетелем революции и наступления эры коммунизма, что никак не отразилось на его искусстве, совершенно неподвластном текущим социальным потрясениям. Тем не менее, Кандинский вскоре включается в работу народного Комиссариата Просвещения, а также он стал одним из основателей ВХУТЕМАСа. Его задачи как члена комитета, целиком состоявшего из художников, в числе которых были Татлин и Родченко, заключались в отборе картин для государственных музеев с целью просвещения и усиления роли искусства в образовании масс.
Данная картина изначальна была передана в собрание музея Пензы в 1920 году, но затем вернулась в Москву, в Третьяковскую галерею, где и находилась до 1974 года, откуда была приобретена частным коллекционером. Творчество Василия Кандинского оказало глубокое влияние не только на художников русского авангарда, от конструктивистов до супрематистов. Оно нашло отражение в работах абстрактных экспрессионистов послевоенной Америки и продолжает влиять на изобразительное искусство наших дней.