МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

«Артдокфест». Здесь нет стыдных тем.

«Артдокфест». Здесь нет стыдных тем.

Дина Радбель.




«Артдокфест» в этом году был предсказуем. Украина, Украина и еще раз Украина. Какой она была вчера, какой стала сегодня. Художник не может пройти мимо революции. Восставший человек притягивает...

Об этом рассказывают картины разных лет, включенные в основной конкурс и программу «Украина не Россия»: «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова (о трудовых подвигах на шахте), «Битва за Украину» Андрея Кончаловского (экранизация книги Леонида Кучмы «Украина не Россия»), «Освобождение» Александра Довженко (о приходе Красной армии на территорию Западной Украины), «Оранжевая зима» (о первом Майдане 2004 года), «Свидание с отцом» Александра Роднянского (о девочке, которая едет прощаться с отцом, приговоренным к смертной казни за связь с нацистами), «Шахта номер 8» Марианны Каат (о выживании детей в городке Снежное Донецкой области, где был сбит «Боинг»). Украинская лента «Евромайдан. Черновой монтаж» с эйфорией воспевает революцию; «Киев—Москва» Елены Хоревой, объединяет весь русский мир и конкретно каждого человека с одинаковой профессией, будь то украинец или русский; фильм «Я — ФЕМЕН» швейцарки Алены Марго смотрится как документальный перфоманс. С одной стороны, — шокирующие, хулиганские выступления полуобнаженных девушек, с другой — серьезный рассказ о молодых храбрых женщинах, которые борются за свободу и демократию. И главная российская премьера — масштабное полотно Сергея Лозницы «Майдан», где зрителям дана возможность самостоятельно оценивать события. Отсутствие авторского комментария и закадрового текста — концентрирует внимание на операторской работе. Лозница объяснил, что принципиально не разжевывает свою позицию. «Герой революции — народ. Но как это снимать? Я решил этот вопрос, снимая статичной камерой и общими планами. Дальше эта тактика съемки диктовала ход картины». И все-таки, во всех картинах мы смотрим на события через объектив режиссера и понимаем, на чьей он стороне. Впрочем, идеологические симпатии часто мешают оценке художественных достоинств. Но это не имеет отношения к фильму Лозницы.

Внушительный блок программы, в том числе, конкурсной, посвящен изучению жизни российской глубинки: «Поди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что» Сергея Кузнецова, «На краю» Анны Шишовой «Звизжи» Ольги Привольновой, «Грумант. Остров коммунизма» Ивана С. Твердовско, «Мужской выбор» Елены Демидовой. Из года в год «Артдокфест» собирает фильмы как — бы на одну тему, но с разными вариациями. Это чаще всего жизнь низов, изгоев и самых незамысловатых персонажей. Чем проще человек, тем правдивее выглядит история. Герои фильмов много пьют, ругаются, ищут счастье в чужих краях или в чужом кармане. Кто-то находит дом на свалке («Человек живет для лучшего», Ханна Полак, Дания), кто-то на ферме, в окружении скотины («Ферма» Андрея Шабаева). Тридцатилетний Игорь нашел свое место в Чернобыльской зоне (фильм «Невидимый город», режиссер Кайриш, Латвия). Герой, убежавший от цивилизации, чувствует себя как в Атлантиде, он, якобы, умиротворен и счастлив. Это сложно понять. Да и так ли это? Но фильм настолько красивый, что забываешь про недоверие к ситуации.

Особнячком стоит программа «Мужское-женское», подготовленная журналом Psychologies. Здесь нет стыдных тем. Но есть псевдонаучные открытия, к которым относиться без юмора невозможно. Американец Брайн Спиц отправляет своего героя с маленьким мужским достоинством в путешествие по свету, чтобы найти ответ у порнозвезд, врачей, антропологов и простых мужчин и женщин, как с этим несчастьем жить-быть, как можно стать большим? Отважный молодой человек ради экранной славы (иначе зачем?) сообщил всему миру, что у него очень маленький член. С таким и остался.

Документальная лента «Луна в нас» (Диана Фабианова, Словакия-Франция) тонет в менструалной крови, изучает это явление и как женскую заземленность, и как космическую связь, и как психологический и социокультурный феномен.

В картине «... и жили долго и счастливо» режиссер Татьяна Божич рассказывает о себе (жанр I-film, то есть фильм о себе) бесстыдно, смело и прекрасно. Пытаясь понять, почему мужчины ее бросают, она отправляется к каждому из пяти своих страстных любовником — в Москву, Гамбург, Загреб, Лондон. Но можно ли на такой вопрос получить ответ?

Члены жюри фестиваля — Александр Митта, Андрей Бильжо и Константин Богомолов, привязанные к конкурсу, наверняка, не смогли посмотреть «мужское-женское». Зато они побывали на Майдане, надышались воздухом свободы, и в связи с этим, наверное, уже готовы назвать лучший фильм.

17 декабря 2014 г.
Комментарии