МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Будущее мультфильмов – в телевизоре?

Будущее мультфильмов – в телевизоре?

Интервью с Сергеем Мериновым

Беседу вела Дина Радбель

— Какую должность вы сейчас занимаете на студии «Пилот»?

— Режиссер и член худсовета.

— После  смерти  Александра Татарского, кризисных пертурбаций, сколько человек представляет худсовет?

— Трое. По-прежнему, наш мэтр, учитель — Эдуард  Назаров,  замечательный  художник Валентин Телегин и я. Чернова Лена вышла из состава, она уже несколько лет не работает на студии.

— Как изменилось положение «Пилота» после похода аниматоров к В.В. Путину?   Успели ли вы подать заявки к финишной дате -  22 августа? Ой, как все студии тогда переполошились...

— Ситуация была такая: 10 августа я нашел в Интернете сообщение, что с 8-по 22 августа  принимаются заявки. Так что заявки пришлось писать в бешеном темпе...
 
— Разве никаких официальных сообщений, специальных рассылок, оповещающих писем, звонков -  ничего не было? Как говорится,  кто не успел, тот опоздал?

— Ничего. Это был хороший пинок. Я побежал к продюсерам, они проверили мою информацию, и на следующий день позвонили: срочно готовь заявки! На студии в этом смысле особых проблем не было, есть готовый портфель. Лично я, например, подал несколько заявок – и от студии «Пилот», и от других студий, с которыми сотрудничаю, где давно лежали разные проекты, и тут они все пригодились. Но не все так просто: вытащил из портфеля и отнес... Гигантская проблема  — это оформление всех необходимых документов к заявленному числу. Сначала требовалось получить удостоверение «национального фильма», входящего в комплект  этих документов.
*(С 01.05.2010 г., согласно статье 4 Закона N 126-ФЗ, фильм является национальным фильмом, если:

  • продюсер фильма — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;
  • большинство авторов фильма — граждане Российской Федерации;
  • в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры — исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации – прим. редакции)

— Что это удостоверение  дает или меняет?

— Благодаря  удостоверению фильм может получить государственную поддержку и освобождается от налогов. Но само оформление – очень сложный процесс. Комиссия должна убедиться,  что ты -  не человек с улицы, что за тобой стоит студия,  и ты можешь ответить за свои действия. Я не бухгалтер и не юрист, не знаю, как было раньше,  но сейчас без такого удостоверения делать нечего, так что начинать надо с него, а уж потом подавать на господдержку. Хотя  мне это не совсем понятно. Получается, что фильм проходит две комиссии. Сначала  — для удостоверения (и ты не знаешь, получишь или не получишь), а потом -  по поводу господдержки (и опять не знаешь, дадут, не дадут).  Напряженное ожидание. Двойной «экзамен».

— Когда вы работали с заявками, вы же, наверняка, просчитывали – под какие форматы, истории, темы есть бОльшая надежда получить государственный бюджет?
 
— Путин пообещал выделить в этом году на анимацию 500 млн. дополнительно. И, похоже, выделил. Эти деньги поручено распределять Кинофонду во главе с Толстиковым. По этому поводу он дал интервью, говорил, что они немного растеряны, потому что заточены под успешные коммерческие проекты, а тут им доверили всю сумму, чтобы поддержать и коммерчески успешные проекты (как полный метр Сельянова), и авторское кино, и просветительское, и детское -  то есть все, что есть.
Толстиков резюмировал: «Для нас это не характерная функция, но мы постараемся с этим разобраться». И, в самом деле, в комиссию вошли очень грамотные люди — это и Бекмамбетов, который прекрасно знает, что такое коммерческое кино и Анатолий Прохоров, который хорошо разбирается в авторском кино, да и в сериальной продукции. Они, как я понимаю, будут распределять бюджет и на полные метры, и на сериалы, и на детские просветительские проекты. Но по последним слухам, авторское кино опять передали в другое ведомство. Толком, не знаю.

— Есть надежда, что «Гора самоцветов» порадует нас новыми сказками?  Сколько всего было снято? Что происходило на студии, когда проект был так неожиданно  приостановлен?

— На конец 2008 года «Пилот» снял 54 фильма для «Горы самоцветов». Из них  52 мультфильма профинансировало государство, 2  мультфильма  (московские сказки) -  московское правительство. Затем было принято решение о прекращении финансирования.  Нам сообщили, что проект успешно завершен. Причем,  в принудительном порядке. Это стало ударом, мы, полные сил и планов, запускали очередные серии, а  тут вдруг... Когда случился перекос с финансированием,  последние 6 серий мы   так и не смогли толком  доделать. Студия встала. Запущен был всего один проект, очень маленький, на нем работали 3-4 человека.

— Студия встала, когда  закрыли «Гору самоцветов», а с другими идеями вы не пробовали поработать?

— Мы этим и занимались.  Придумали новые темы, но все — равно наши продюсеры не смогли найти финансирования. И наши аниматоры разбежались по другим местам, где можно заработать хотя бы на хлеб.

— Как  же так, успешная студия, с коммерческим проектом — и сидит на бобах? А где же дивиденды?

— Дело в том, что  «Гора самоцветов» – совсем и не коммерческий проект. Востребованы полный метр и сериалы.  Мы тоже замахнулись на сериал, но получился — не сериал. Нет постоянных героев, нет продолжения. Одна серия не тянет за собой другую. Это минус. И даже в отношении дисков нам не везло. Одна компания выпустила  25 дисков и потеряла к нам  интерес. Наши сказки покупают стабильно, но очень и очень медленно, не расхватывают пачками,  как «Пиратов Карибского моря»  или диснеевские мультфильмы. Другая компания — «Мистерия звука» — выпустила 40 фильмов на DVD.  Но тоже один тираж. И самое удивительное — «Гору» купил Первый канал! Но показывали в шесть утра! Да  и то нерегулярно!  Это все равно, что не показывать... Может, канал ждет  лучших времен или купил, но разочаровался — не знаю.

Да, еще периодически на кабельной «Теленяне» (подразделение Первого) что-то показывают из «Горы».

— Но проект все-таки купили,  вас же не обокрали...  
-  За сколько Первый канал купил л у «Пилота» наши сказки, я понятия не имею, но знаю, что эти деньги давно потрачены, потому что сумма невелика. Если производство  одной минуты анимации стоит от 5-ти до 10-ти тысяч долларов, то покупают эту минуту для показа совсем за другие деньги, очень невыгодно. Но у нас есть радостное событие,  правда, мы о нем громко не кричим. Еще до встречи с Путиным, поменялись «стулья» в руководстве, нашелся разумный человек, который удивился, что нас закрыли. И мы неожиданно получили от государства обещание профинансировать еще 10 серий.  Уже запущены 4, а 6 – в новом году.

— Разбежавшийся народ может возвращаться?

— Конечно.  Столько народу без работы, все просто счастливы, бьют копытом, рвутся в бой.  В лучшие годы мы  снимали по 16 фильмов в год, а когда у нас были заказы от испанцев, американцев — до 26 фильмов.

— Сколько народу занято при таком объеме?

— Максимум 150 человек. Это был рекорд. Численность колеблется от четырех человек до полутора сотен.

— Есть ли проблема со специалистами?  Говорят, что  не хватает фоновщиков, нет грамотных сценаристов и т. д.  В связи с экономией средств,  наверное,  аниматор — сам себе сценарист, режиссер, художник и даже композитор.  Профессии исчезают вместе с профессионалами.

— Ситуация ненормальная, но объяснимая. В одиночку снимать кино гораздо выгоднее — намного дешевле. Есть энтузиасты, которые работают за еду; в связи с развитием компьютерных технологий появились огромные возможности творить, не выходя из дома. Но есть и еще одна причина:  момент некоторой гордыни. Люди искусства очень тяжело находят общение с другими.  Или не совпадают по взглядам.  Но, я, например, не люблю работать один. Интересно в команде, когда идет взаимное обогащение. Я сам не знаю, какой у меня получится фильм, потому что нас много, каждый привнесет что-то свое. Стараюсь подобрать людей, которые сделают мой фильм лучше, чем сделал бы я. Что касается специалистов — это действительно проблема. Хронически не хватает  сценаристов.

— И в тоже время попробуй предложить аниматору сценарий – даже читать  не хочет.  Сам не может, а чужих — не пускает.  Порочный круг.

— Не знаю как другие, но мне лично присылают сценарии. И я их читаю. Сценарист – это отдельная профессия, которой надо учиться. Для мультипликации надо уметь писать особенные сценарии. ВГИК перестал этому учить. И поэтому сценаристы перевелись. Энтузиастов много, но их сценарии никуда не годятся.
Дело в том, что сценаристы не понимают предмет анимации, пишут не мультфильм: по таким сценариям можно снимать  художественный фильм или документальный, но не мультфильм. Мы стремимся с этим как-то бороться, хоти на одном из телеканалов отрыть школу для сценаристов.  Без этого не будет индустрии. Это сейчас — самая востребованная профессия и самое узкое место.

— Наверняка, нужны сценаристы «долгоиграющие» — пишущие для сериалов.  Получается, что будущее мультфильмов –  в телевизоре.  Телевизор – заказчик. Как это  происходит? Кто-нибудь рискнул взяться за сериал, не договорившись с каким-то каналом?

— А у нас все наоборот! Практически, все сериалы, которые уже сделаны или в работе –  не под  заказ. И их не покупают. Потому что наши производители не знают нужд телевидения. Это очень  большая проблема.
 
— Что предлагаете делать?

— Есть же  «Смешарики»,  «Маша и Медведь», а все остальное -  пока мимо. Надо идти на контакт с каналами. Этим я сейчас занят вплотную, стараюсь работать с каналом ровно под их производство.
 
— Кстати, как поживает ваш сериал «Мульти – Россия»?

— «Русское географическое общество» прекратило его финансировать.  Вместо этого сериала, по слухам, купили они корабль и уплыли на нем...

— Чувству, что у вас, несмотря ни на что, настроение бодрое...

- Был и мрачнее тучи. Долго искал ходы-выходы, пытался переосмыслить подход к анимации, потому что стало понятно, что государственная поддержка – это здорово, но если ты только  на нее надеешься -  это очень ненадежно. Руководство может смениться, найдутся  более приоритетные отрасли, и лишат тебя поддержки. Я понял, что надо учиться зарабатывать самим, может быть, где-то надо наступать на горло своим творческим амбициям, но постараться сделать хорошо то, что нужно каналам. Все каналы готовы выпускать анимационные сериалы. Единственный барьер — они не хотят платить по 5 — 10 тысяч долларов за минуту, то есть  реальную стоимость минуты – как за нее платит нам государство. Пусть не регулярно, но платит.  И оказалось, что для телевидения – это бешеные деньги. Они готовы  нас финансировать, но на условиях телесериала; для них нет разницы, чем заполнять сетку – игровым телесериалом или анимационным (что тот пол часа, что этот). Они не хотят платить дороже.  Максимум – 1500 долларов за минуту, то есть почти в 7 раз дешевле.  Все западные производители через это в свое время прошли.  Нам тоже надо научиться быстро снимать дешевое кино и снимать его хорошо.

— Ввернемся к началу разговора. На дворе ноябрь.  Есть ли решение по вашим заявкам?  Что делаете в ожидании?

— Пока нет. Так неожиданно свалились заявки, возможно, так же неожиданно объявят результаты. Сейчас я работаю режиссером на канале 2X2. Занимаюсь организацией собственного производства. Сочиняю проекты. Ищу сценаристов.  Пишу синопсисы. Последняя моя работа — пластилиновая сказка «Зубы, Хвост и Уши». Сейчас приступил к работе над мордовской сказкой «Петушок и кошечка» для «Горы самоцветов».

    
Газета СК – Новости.
08.11. 2011

19 ноября 2011 г.
Комментарии