Как любят садо-мазохисты
15 мая в прокат выходит фильм Романа Полански «Венера в мехах»
Текст: Дина Радбель
В прокат выходит фильм Романа Полански «Венера в мехах», но почему-то наши серьезные критики молчат и не уделяют картине должного внимания. Возможно, понимают, что оценить ее сможет узкий круг, да и год прошел, как ее посмотрели на Каннском фестивале, видно, острота от впечатления ушла. Те же, кто столкнулся с «Венерой в мехах» в преддверии проката, скорее всего, не собрались с мыслями, ведь эта история, порожденная одноименным романом Леопольда фон Захера-Мазоха, настолько смело говорит о взаимоотношении полов, что ее для осмысления необходимо пропустить через Эго.
Все знают, что слову мазохизм мы обязаны несчастному романисту Мазоху, который всю жизнь от чего-то, да страдал, и на самом-то деле, ничего не придумывал, когда сочинял «Венеру в мехах», а просто перенес на бумагу собственную жизнь. Его первая жена Аврора фон Рюмелин (псевдоним Ванда) была то болезненно покорной, то зловеще деспотичной. В конце концов, Мазох ее бросил, и по этому поводу страдал. Такова участь мазохиста. Но литература знает и другого писателя — Маркиз де Сад, и не случайно эти два имени переплелись в медицинской клинике. Противоположности соединились в соревновательном экстазе, передавая друг другу пальму страданий. Фильм «Венера в мехах» — и об этом тоже, но в первую очередь, о ее величестве Женщине, способной любовью спасти и любовью убить. Так считают мужчины.
Сценарию почти всегда противостоит подлинная личность. Подлинное Я может свободно переходить из одного состояния в другое и люди, которые хорошо друг друга знают, проникают сквозь сценарий в глубины, где обретают подлинное. Так считал известный американский психотерапевт Эрик Берн. Зачем Полански взялся за экранизацию театральной пьесы Дэвида Айвза, переписавшего роман Захер-Мазоха в диалог режиссера и актрисы? Может быть, ради своей жены — Эмманюэль Сенье, которой отдал главную роль и омолодил так, что она становится вожделенной? Может, ради «демонов», спрятанных в собственных воспоминаниях? Или во имя страстной Любви, в которой равенство определяется ролевыми играми в садо-мазо? Заглавная цитата фильма «...И когда покарал его Господь и отдал его в руки женщины». (Кн. Юдифи, 16, гл) раскрывает суть истории. Уставший от кастинга режиссер, с откровенным презрением встречает обтянутую в кожу вульгарную незнакомку, претендующую на роль Ванды. Он пытается избавиться от назойливой дамы, но она резко входит в роль, и режиссер, покоренный ее даром, раздвигающим границы актерской игры, готов валяться у ее ног. Грань между игрой и жизнью стирается.
«Венеру в мехах» разыгрывают уже упомянутая Эмманюэль Сенье в роли Ванды и Матье Амальрик — в роли режиссера Тома. Действие разворачивается в замкнутом пространстве театрального зала, минимум декораций, максимум слов. Актерский дуэт работает на первый взгляд с грубым по фактуре материалом, но он соткан из тончайших, магических нитей, парадоксальным образом связывающих мужчину и женщину, жаждущих любви и мести.
Наша публика получит двойное удовольствие — от игры и от голосов. Такой уровень дубляжа — большая редкость. За Сенье говорит Анна Каменкова, ее тембр идеально сливается с сексуальным образом героини. За Амальрика — Владимир Еремин, которого называют лучшим голосом самых известных иностранных актеров, в их число теперь вошел Амальрик.
Кстати, фильм также будет показан в рамках 7-го фестиваля польских фильмов «Висла», который будет проходить в Москве с 15 — по 22 мая.