Литовские корни «Анны Карениной». Текст: Дина Радбель
В театре Вахтангова премьера:
режиссер из Литвы заставила народного артиста России Евгения Князева танцевать Каренина под музыку Шнитке.
Первая «Анна Каренина» родилась в театре Вахтангова почти двадцать лет назад, когда в театр пришел Роман Виктюк. До того, как прославиться в Москве, он работал в Литве, в Русском театре, где был ведущим режиссером. Большой саквояж нестандартных идей он открыл на вахтанговской сцене. Анну Каренину играла Людмила Максакова, в ней было больше не чувств, а характера, который не выдерживает нравственных мук. Каренин Юрия Яковлева отличался высокомерием, сдержанностью чиновного человека, изнутри съедаемого ревностью и от того еще более замкнутого в себе. Вронский Юрия Шлыкова поразил своей положительностью, это был совсем не герой-любовник, живущий адюльтерами. Спектакль длился пять часов. Даже шутка такая родилась, кажется, сказанная Гориным: «Долго же мне пришлось ждать этого поезда....».
В новой постановке «Анны Карениной» ожидание поезда длится на два часа меньше, но этого времени не замечаешь, находясь под гипнозом изумительного театрального таинства.
Явление литовского режиссера Римаса Туминаса в качестве художественного руководителя театра Вахтангова превратило театр из музея былой славы в сцену ярких событий. Для постановки «Анны Карениной» он пригласил своего человека из Литвы — режиссера- хореографа Анжелику Холину. Это ее не первый опыт работы с вахтанговцами, спектакль «Берег женщин» четвертый сезон идет в театре.
Холина работает в эстетике невербального театра, по поводу решения «Карениной» говорит: «Не надо искать определение жанру. Меня интересуют судьбы людей, и сами артисты, раскрываясь, помогают мне максимально наполнить героев романа, но вместо слов они говорят на языке пластики, и, поверьте мне, этот язык гораздо выразительней».
В «Анне Карениной» драматические артисты танцуют под музыку Шнитке. Если это можно назвать словом – танец. Это что-то иное, особенное — симбиоз драмы, мимики, пластики, балета. Хореографу удалось за 45 дней поставить всех на «пуанты» (на самом деле женская часть труппы передвигается по сцене босиком). Артисты «разговорного жанра» неожиданно для зрителей, да и для самих себя, обрели новый способ проживания образа.
Ольга Лерман (Анна Каренина), Дмитрий Соломыкин (Вронский), Анастасия Васильева (Бетси), Валерий Ушаков (Облонский) – безупречны в сольных партиях и в ансамбле, их движения отточены до совершенства и при этом нет холодной техники, каждый жест глубоко эмоционален. Здесь нет ролей второго плана. Главная роль – и у толпы. Дамы, кавалеры высшего общества, кадеты, наездники, гости, слуги
гуляют, пьют, прислуживают, правят, клевещут, сочувствуют и предают. Толпа меняет настроения, как платья – белые, красные, черные. Толпа - это поезд, ждущий свою жертву. Стулья в руках толпы стучат злыми «зубами», отбивают ритм железнодорожных колес, отмеряют время страсти, ревности, жизни.
Отдельно от всех и, в тоже время, в унисон с общим ритмом, «танцует» Каренина Евгений Князев. Он вышел на сцену аристократичный, отстраненный и просто пошел. Но каждый шаг, взмах ладоней, поворот тела, головы сливаются с музыкой Шнитке и смыслами Толстого. Минимум движений, максимум концентрации.
Евгений Владимирович признался «Труду», что не хотел играть Каренина: «Я окончил училище тридцать лет назад, как мне танцевать вместе с недавними выпускниками? Но Анжелика показала, как пластикой можно выразить Толстого. Жест сильнее слова может выразить чувства».
Он, как ректор Щукинского училища, считает, что нет ничего удивительно, что артисты танцуют. «Наша школа отличается разными дисциплинами, мы вам просто показали, что умеем делать», — говорит он. Но он все-таки лукавит...
Помните, как рвался зритель на Плисецкую в «Анне Карениной»? Теперь побегут в театр Вахтангова, где гармонично слились великая проза, великая музыка, талантливая режиссура и актерское перевоплощение.
Но есть одно но. «Анна Каренина» – не вахтанговский ребенок. Анжелика Холина поставила одноименный спектакль в 2010 году в театре Танца в Вильнюсе. Сценография того же Мариюса Яцовскиса, костюмы - Юозас Статкявичюс и музыка — Шнитке... Безусловно, спектакль в Вахтанговском заиграл другими гранями, но для режиссера – это уже протоптанная успехом дорожка. Что не умаляет достоинств спектакля, но лишает московского зрителя права первой театральной ночи.
Специально для «ФЦ» — полная версия статьи, вышедшей
в газете «Труд».
Фото сайта Театра им. Вахтангова