МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Нет правды на дне кружки с молоком

Нет правды на дне кружки с молоком

Несколько слов о «КРОКе– 2014»
Дина Радбель

«КРОК» был придуман 25 лет назад, по чьей инициативе — мало кто помнит, по словам директора фестиваля Ирины Капличной «идея висела в воздухе, оставалось ее приземлить». Рождение фестиваля поддержали две страны — Украина и Россия, ему дали «статус» плавучего, и он, радостный, отправился в свое первое плавание. До последнего момента многие участники фестиваля сомневались, что в этом году «КРОК» состоится. Но обошлось. Правда, впервые фестивальный корабль отшвартовался без двух президентов — Эдуарда Назарова (Россия) и Давида Черкасского (Украина). Отсутствие мэтров не связано с политическими событиями, оба уже — не очень молоды и не совсем здоровы, что невольно символизирует высокую температуру общенационального диалога между двумя странами. «КРОКу» (крок –укр. перевод. — шаг, что подразумевает шаг Украины к России и наоборот), конечно, больно и обидно за своих родителей, но все это не повлияло на дружескую атмосферу фестиваля, объединившего молодых аниматоров из 37 стран, в том числе россиян и украинцев. В этом году «КРОК» показывал фильмы студентов, дипломные и первые профессиональные работы. Поэтому на церемонии закрытия, в Ярославле, прежде всего, Призом наградили педагога («За рыцарство в профессии») — киевлянина Евгения Сивоконя, ученики которого — постоянно участвуют в престижных анимационных фестивалях. Надо отметить, что для украинских, российских и белорусских студентов — педагог — это Гуру, он дает не только технические навыки, не только учит мастерству, но, практически, наставляет ученика на путь истинный, формирует духовную и душеную базу, объясняет, о чем стоит думать, какие фильмы смотреть, какие книги читать. По словам члена жюри Дмитрия Высоцкого, такой педагогический подход часто приобретает форму давления, в результате появляются буквальные клоны мастеров, стоит вспомнить только работы учеников режиссера Ивана Максимова. Есть и другие примеры. Российские и украинские фильмы отдают, в хорошем смысле, платяным бабушкиным шкафом. Наверное, за это мы их и любим. У европейской анимации другой базовый подход. К примеру, французы пестуют личность, студенту дают полную самостоятельность, ему только подсказывают ремесленные средства, каким способом и как можно перенести задуманное на кран. По признанию членов международного жюри, представляющих Россию, Украину, Швейцарию, Германию, Латвию, — оценивая фильмы, они были не единогласны, но единодушны. Главное, что всех объединило — одинаковое ощущение профессии. В итоге прений призы достались драматургически выверенным, точным по замыслу, интересным по изображению, в большинстве своем, нарративным историям. «За бортом» остались сложно-философские рассуждения о жизни, любви и смерти, изложенные часто с элементами сюра и абстракции.

Софи Халлер (Швейцария), создавая свой мультфильм «Эфемерное» — рисовала углем, вживую перед камерой. Важна ли здесь сюжетная основа, вокруг которой рождаются образы женщины-великана и лилипутов? Смятый финал ничего не объясняет, но все-таки автор добилась желаемого — любовь, боль, страсть, страх, одиночество — они овладевают человеком и исчезают. Все эфемерно.

Софи Халлер (Швейцария) «Эфемерное»

Атмосферный фильм «Другие берега» (Россия, Василий Чирков), откровенно навеянный прозой Набокова, вызвал много вопросов. Юрий Норштейн, обсуждая картину, хотел понять — кто герои, куда идут, что за собака, что на другом берегу? Но автор работал с иным прицелом, он не собирался быть понятым, он просто погрузился в поэзию кадра и позволил себе, как художник, создать образы, к ним не приближаясь, отправляя их из этой действительности на другие берега...

«Другие берега» (Россия, Василий Чирков)

Мультфильм «Голубая комната» — это комната воспоминаний человека, находящегося в коме. Он раздвигает «стены» в свое прошлое. И перед ним, вернее, в его подсознании, проносится «фильм» всей жизни.

«Голубая комната»

«Симфония 42» (режиссер Река Бучи, Венгрия) — хоть и не отличается цельностью и внятностью высказывания, все-же покорил жюри нетрадиционным подходом к изображаемым предметам и получил Приз им. А. Татарского «За высший пилотаж». Фильм — состоит из 47 сцен, переплетенных ассоциациями, иллюстрируя иррациональную согласованность всего, что есть вокруг.

«Симфония 42» (режиссер Река Бучи, Венгрия)

Фильм «Прикосновение» (Франция) — создан в технике рисованной анимации, автор Жан-Шарль Иботти Малоло придумал для своих героев особый язык общения. Он и она, возможно, глухонемые, возможно, — нет, но они разговаривают только жестами и танцем. Режиссер в совершенстве владеет языком пластики, он, рисуя, танцует, танцуя — рисует. Два влюбленных человека созданы друг для друга, если бы не аллергия на кошек. Но ведь этого можно избежать?

«Прикосновение» (Франция)

В категории «Дипломная работа» Приз и $ 3 000 — достался фильму «Киоск» (режиссер Анете МЕЛЕЦЕ,Швейцария). Сюжет — анекдотичен, но не смешон. Киоскерша так растолстела, что уже не в состоянии вылезти из киоска. Но почему бы и в этой ситуации не почувствовать себя счастливой, если киоск помог тебе отправиться в долгожданное путешествие?

«Киоск» (Анете МЕЛЕЦЕ,Швейцария)

Приз в категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения» и $ 3 000 –присуждены «Обиде» Анны Будановой (Россия). Обиженная девочка, обиженная барышня, обиженная старушка...Черно-белая картинка. Белая мечта. Черная обида. Вскармливая свою обиду новыми порциями слез и разочарований, не жди подарка от судьбы.

«Обида» Анны Будановой (Россия)

— Гран-При и $ 10 000 — ушел в Японию, фильму «Корова в кружке» режиссера Яньтон Чжу. Философия жизни — в кружке молока. Папа скрывает от своей маленькой дочки, что с трудом может ее прокормить. Каждое утро девочка пьет молоко, она его не любит, но папа обещает, что на дне кружки дочка увидит корову. Постепенно девочка привыкает к обману, как к норме их отношений. И, повзрослев, тоже начинает лгать отцу, скрывая от него свои проблемы. Они любят друг друга, но не становятся близкими людьми.

«Корова в кружке», Яньтон Чжу, (Япония)

10 октября 2014 г.
Комментарии